Аристотель - это...

(384-322 до н.э.) - др.-греч. философ и ученый-энциклопедист. УченикПлатона, А. выступил с критикой его учения об идеях как о чем-то первичном по отношению к вещам. Его критика платоновской теории идей, по словам В. И. Ленина, «есть критика идеализма как идеализма вообще» (т. 29, с. 255). Вместе с тем Ленин указывал на непоследовательность этой критики, на колебания А. между идеализмом и материализмом. А. признавал объективноесуществование материального мира, рассматривал ощущения, представления и понятия как производные от реальных вещей. Сущность вещей А. искал в самих вещах. Однако в материи он видел только пассивное начало, к-рое подчиняется особому активному началу — «форме», причем высш. «формой всех форм» является, по его мнению, бог. Колебания между материализмом и идеализмом сопровождались у А. колебаниями между диалектикой и метафизикой. Он признавал движение в природе и об-ве, указывал на существование разл. видов движения (возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, качественные изменения и смена в пространстве), видел взаимосвязь противоположностей и зависимость качеств, изменений от количеств., исследовал переход возможности в действительность. В его трудах содержатся и др. элементыдиалектики. Вместе с тем источник движения - «первый двигатель», бог, по А., лежит вне материи и, будет сам неподвижен, приводит в целесообразности цвйжСние весь мир. Бог - конечная причина, высш. цель развития всех вещей, то, что А. называл энтелехией. Подводя итог развитию фи-лос., естеств.-науч. и обществ.-политич.. взглядов Др. Греции, А. оказал громадное влияние на все последующее развитие духовной культуры как отриц., так и положит. сторонами своих трудов. Идеалистич. и метафизич. тенденции А. использовались в философии неоплатонизма, ср.-век. схоластов и в богословии для обоснования релит, мировоззрения. «Схоластика и поповщина, — писал В. И. Ленин, — взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: запросы, искания...» (там же, с. 326). Учение А. об энтелехии поныне широко используется в теологич. концепцияхвитализма, финализ-ма. Напротив, материалистич. и диалектич. положения А. оказали плодотворное воздействие на развитие прогрес. науч. воззрений в араб. и визант. философии средних веков, а также в философии эпохи Возрождения.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(Aristoteles) (384—322 до н.э.) — великий др.-греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо-востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см.: Академия платоновская) в...
Новейший философский словарь
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до нэ) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Родился в Стагире, во Фракии В 367 до нэ переехал в Афины и стал учеником Платона В 335 до нэ основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем А обобщил достижения современной ему физики...
Энциклопедия мифологии
(Aristoteles, Αριστοτέλης). Величайший из древних философов-натуралистов и основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии, в г. Стагире, в 384 г.; отец его был врачом при дворе македонского царя Аминты. 17-ти лет отправился в Афины и там сделался учеником Платона....
Психологический словарь
(384 - 322 до н.э.) - древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это...
Психологическая энциклопедия
Древнегреческий ученый , философ, энциклопедист и основоположник логики, первым в систематическом виде изложил воззрения на душу. Жил в 384-322 гг. (IV в. до н.э.). Родился в Стагире, во Фракии (район Северной Греции), в семье медика, служившего при македонском царе....

Поделиться:

Реклама