Аристотель - это...

(Aristoteles) (384—322 до н.э.) — великий др.-греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо-востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см.: Академия платоновская) в Афинах. После смерти Платона жил в греч. Малой Азии, затем в Македонии как воспитатель Александра Македонского. Потом снова в Афинах как глава своей филос. школы — Ликея. Второй и третий периоды жизни А. занимают каждый по 12 лет. А. принадлежит большое количество сочинений, в основном до нас дошедших: по философии, физике, биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике. Будучи учеником Платона, А. подверг платонизм глубокой критике, отвергнув учение Платона об идеях как общих сущностях-эталонах, существующих до предметов материального мира и лишь отражающихся в них. А. колебался в понимании сущности индивида, вида и рода. Его два критерия сущности противоречивы: сущность должна существовать самостоятельно, но так существуют только индивиды, и должна быть определима, иметь свое понятие, но так существует только общее (вид), индивиды не имеют своего понятия. Отклонив реальность родов (они существуют через виды) и платоновское превращение качеств, количеств, отношений, действий и т.п. в самостоятельные идеи, А. склонился к признанию первичности вида относительно индивида и рода, обозначив его как “морфэ” (лат. “форма”), “первая сущность” (только в “Метафизике” и в “Категориях” первая сущность обозначает индивидов), “то, что было и что есть”, т.е. устойчивое во времени (в пер. “суть бытия”, “чтойность”). В учении о возможности и действительности (потенциальном и актуальном) А. придал формам статус активных сил, оформляющих внутренне и внешне и переоформляющих пассивное вещество (“хюлэ”, материю), порождая предметы чувственного физическо- го мира. Форм ал ьные и матери ал ьн ые универсальные первоначала и первопричины дополняются движущей и целевой причинами. Мудрость (“первая философия”) — наука о первоначалах и первопричинах и о сущем как таковом. Источник движения — Бог как неподвижный перводви-гатель. Общая цель — благо; все стремится к своему благу, а в конечном счете к Богу. Однако Бог чужд миру, он замкнут на себе, он “сам-себя-мыслящее мышление”. В чувственном мире много такого, что не подобает видеть Богу. В наукоучении А. выделял “теоретические” (созерцательные, без выхода в презираемую ими утилитарную практику) знания. К теоретическим знаниям относятся: мудрость, “первая философия” (позднее — метафизика), физика (“вторая философия”) и математика. “Практические”, неподлинные знания (в них ввиду сложности предмета приходится выбирать, тогда как в теоретических науках выбора нет: или знание, или ложь): этика и политика; “творческие” науки, ограниченные искусством. А. не уделяет внимания промышленной деятельности, оставшейся у него, — аристократа-рабовладельца, без внимания. Физика А., трактующая такие темы, как движение и его виды, проблемы пространства и времени, источника движения, умозрительна. В собственно математике А. не дал ничего нового. В философии математики он понимал математические предметы не как совпадающие с физическими предметами (пифагорейцы) и не как первичное для физических предметов (платонизм), а как результат абстрагирующей работы математика. Космология А. с ее геоцентризмом, делениемкосмоса на надлунный (эфирный) и подлунный (земля, вода, воздух и огонь) миры, с его оконечиванием мира в пространстве сыграла негативную роль в истории науки. А. интересовался биологией, описал около пятисот видов живых организмов, занимался биологической классификацией. В психологии А. порвал с платоновским учением о бессмертии личных душ, об их переселении из тела в тело, об их существовании в идеальном мире, допустив бессмертие лишь общечеловеческого активного интеллекта, в равной степени присущего людям. В вопросе об источнике знания А. колебался между чувствами и умом. Для познания общего в природе необходимы и чувственное восприятие, и активный интеллект. В разумной душе, присущей лишь человеку (растения обладают растительной душой; животные — и растительной, и животной; человек — растительной, животной и разумной), все формы заложены потенциально, так что познание общего в природе — актуализация потенциально заложенных в душе форм (пережиток платоновского учения о познании как припоминании того, что души созерцали в идеальном мире до их вселения в тела). А. сформулировал закон противоречия: об одном и том же в одном и том же отношении и в одно и то же время нельзя высказывать противоположные суждения, т.к. в самой действительности предметы не могут иметь в себе противоположные сущности, качества, количества, отношения, совершать противоположные действия и т.п. Этому закону А. придавал три разных смысла: онтологический, гносеологический и логический. На уровне возможности данный закон не действует (в возможности человек может быть и больным, и здоровым; в действительности, актуально, он или здоров, или болен). Создав логику (называвшуюся “аналитикой”), А. “открыл” силлогизм, его фигуры и модусы. А. различил достоверное знание (аподейктика), вероятное (диалектика) и намеренно ложное (софистика). В учении о категориях А. выделил категорию сущности как общее обозначение реально существующего носителя самостоятельно не существующих качеств (категория качества), категорию количества (количественных характеристик), категорию отношений, категорию места и категорию времени, категорию действия, категорию страдания (подверженности воздействию). В “Категориях” А. этот список дополняется категориями положения и обладания. В этике А. различал “этические” добродетели поведения как середины между крайностями как пороками (напр., щедрость — добродетель как середина между мотовством и скупостью) и дианоэтические добродетели познания. Этическийидеал А. — созерцательная жизнь философа: так живет подлинный Бог. В политике А. видел в человеке “политическое животное”, не могущее жить вне общества себе подобных, определял гос-во как исторически возникшую общность людей, имеющую в отличие от таких общностей, как семья и догосударственные “селения”, политическое устройство — как правильное, т.е. служащее общему благу (монархия, аристократия, политая), так и неправильное (тирания, олигархия, демократия), где власть имущие служат лишь своим интересам. А. подверг критике коммунистический политический идеал Платона. Человек — собственник от природы, одна мысль о собственности доставляет несказанное наслаждение, тогда как общее дело все будут сваливать друг на друга. Различая в гос-ве необходимые и составные части, А. отнес рабов к первым, понимая раба в основном как естественноетворение природы. Думая, что для добродетели нужен досуг, А. не признал за трудящимися прав гражданина, однако хотел, чтобы в проектируемом им самим гос-ве все греки были гражданами. Выход из этого противоречия А. видел в том, чтобы во всех видах труда греков заменили рабы-варвары. А. обращался с этим проектом к Александру Македонскому, но безуспешно. П Этика. СПб., 1908; Политика. СПб., 1911; Метафизика. М.; Л., 1936; О частях животных. М, 1937; О возникновении животных. М.; Л., 1940; Риторика//Античные риторики. М., 1978; Риторика. Кн. 3 // и античная литература. М., 1978; Поэтика // Там же; Соч.: В 4 т. М., 1975-1981. Т. 1-3. О Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959; Зубов В.П. . М., 1963; Лосев А.Ф. История античной эстетики. и поздняя классика. М., 1975. Т. 4. А. Н. Чанышев


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(384-322 до н.э.) - др.-греч. философ и ученый-энциклопедист. УченикПлатона, А. выступил с критикой его учения об идеях как о чем-то первичном по отношению к вещам. Его критика платоновской теории идей, по словам В. И. Ленина, «есть критика идеализма как идеализма вообще» (т. 29...
Новейший философский словарь
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до нэ) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Родился в Стагире, во Фракии В 367 до нэ переехал в Афины и стал учеником Платона В 335 до нэ основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем А обобщил достижения современной ему физики...
Энциклопедия мифологии
(Aristoteles, Αριστοτέλης). Величайший из древних философов-натуралистов и основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии, в г. Стагире, в 384 г.; отец его был врачом при дворе македонского царя Аминты. 17-ти лет отправился в Афины и там сделался учеником Платона....
Психологический словарь
(384 - 322 до н.э.) - древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это...
Психологическая энциклопедия
Древнегреческий ученый , философ, энциклопедист и основоположник логики, первым в систематическом виде изложил воззрения на душу. Жил в 384-322 гг. (IV в. до н.э.). Родился в Стагире, во Фракии (район Северной Греции), в семье медика, служившего при македонском царе....

Поделиться:

Реклама