Хорюдзи - это...

С 594 года официальной религией Японии стал буддизм. В VI—VII веках по всей стране было сооружено множество буддийских храмов и монастырей. От этого периода до наших дней дошло только одно-единственное сооружение — построенный в 607 году близ города Нара, первой столицы Японии, храмовый ансамбль Хорюдзи.

Его полное название — «Хорю Гамкумондзи», что означает «храм Поучений». Литературные источники приписывают его постройку принцу Сё-току-тайси. Комплекс Хорюдзи включает в себя 45 строений, из которых 17 являются национальным достоянием Японии. Этот храмовый ансамбль включен и в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль Хорюдзи был возведен при участии китайских и корейских зодчих, поэтому неудивительно, что в его формах сохранилось множество черт раннесредневековой китайской архитектуры. В 670 году пожар уничтожил деревянные строения ансамбля, после чего они были возведены заново. От первоначальных построек до наших дней дошли Золотой зал — Кондо, башня-пагода Гондзюното, внутренние ворота — тюмон, и часть галереи с балюстрадой в виде буддийского символа плодородия. Знаменитая часовня Юмдзоно («Дворец снов») в форме восьмиугольника относится к 738 году.

По традиции, территория буддийских храмов предназначалась для торжественных ритуалов. Все постройки размещались на обширной площади с расчетом на свободное обозрение двух главных построек — храма и башни-пагоды. Как и другие монастыри того времени, Хорюдзи был окружен глинобитной стеной с главным входом на южной стороне — Великими Южными воротами. Прямо напротив них находились внутренние ворота — тюмон, по обе стороны от них шла крытая галерея, окружающая широкий двор, в центре которого стоят пятиярусная пагода и Кондо — Золотой зал. С противоположной стороны прямоугольного двора располагался зал для проповедей. Все здания монастырского комплекса невелики и очень органично вписываются в пейзаж. Как и в древних синтоистских святилищах Японии, единство архитектурного ансамбля Хорюдзи основано на том, что каждое из его сооружений ритмически вторит другим. Забота о сейсмоустойчивости заставила древних зодчих найти для всех зданий искусно продуманные инженерные решения.

Тюмон — деревянные внутренние ворота — стоят на высоком цоколе с широкой лестницей в центре. Их двухъярусную, с легким изгибом крышу поддерживают 20 массивных колонн с кронштейнами наверху. Архитектура ворот выполнена в общем стиле комплекса.

Центральное здание монастыря — Кондо, или Золотой зал, является сегодня древнейшей из сохранившихся деревянных построек в мире. Размеры этого почти кубического компактного сооружения составляют 10,5 x 14 м, высота — 25 м. Это здание, сооруженное на каменном двухступенчатом основании с лестницами, увенчано двухъярусной крышей. 28 массивных деревянных колонн, расположенных вокруг алтаря, поддерживают верхнюю часть Кондо и его монументальную двухъярусную кровлю, крытую серо-голубой черепицей. Перед Золотым залом установлена бронзовая статуя Будды, созданная в 623 году. Внутри самого храма находятся многочисленные статуи буддийских святых.

Стены храма украшают росписи, относящиеся к VII веку. Они представляют собой древнейший памятник буддийской живописи на территории Японии. В результате пожара в 1949 году значительная часть росписей утратила свой первоначальный вид.

Пятиярусная пагода Гондзюното поднимается на высоту 33,5 м. Пять крыш пяти ее ярусов сильно вынесены вперед, что придает пагоде характерный «китайский» облик. Оштукатуренные стены пагоды украшают решетчатые проемы, а на каждом ярусе имеется наружный обходной балкон с фигурными перилами. На нижнем этаже пагоды находится статуя Будды, созданная в VIII веке.

Сверху донизу пагоду пронизывает центральная ось — гигантский столб из прочного дерева хиноки. Его диаметр в основании составляет 0,91 м. Назначение этого столба — повышение сейсмоустойчивости пагоды. Как показала практика, это простое приспособление надежно предотвращает разрушение здания от землетрясения. Столб укреплен на каменном основании одним шипом, а его верхний, выступающий над крышей конец служит шпилем пагоды. Он украшен девятью бронзовыми кольцами.

Целая система столбов, балок и кронштейнов служит опорой тяжелых крыш пагоды и храма, создавая необходимый запас сейсмоустойчивости.

В Хорюдзи хранится множество произведений резьбы по дереву, относящихся к VI—VII векам, большое собрание предметов прикладного искусства, древних рукописей и других национальных ценностей страны Ямато. Монастырь Хорюдзи, классический памятник своей эпохи, положил начало архитектурной традиции буддийских храмовых ансамблей Японии.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
На острове Миядзима, расположенном в японском Внутреннем море к юго-западу от Хиросимы, находится одна из самых почитаемых синтоистских святынь Японии — храм Ицукусима. Из религии синто вытекают многие национальные традиции японцев, в том числе тесная связь японского искусства...
Величайшие храмы мира
В первые дни Нового года сотни тысяч японцев устремляются в город Кавасаки. Расположенный между двумя крупнейшими мегаполисами, Токио и Иокогамой, он в наши дни почти слился с ними, так что достичь его не составляет особого труда. Целью паломников является местный храм Конгозан...
Величайшие храмы мира
...Вначале был только пар. Бог Идзанаги и богиня Идзанами стояли в клубящемся тумане посреди неба. Идзанаги погрузил свое копье в туман. Влага, сгустившаяся на копье, превратилась в капли, которые упали и образовали первую землю. Это был остров Онокоросима. Увидев этот остров и...
Величайшие храмы мира
Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру этой страны. В ту эпоху столицей японского государства был город...

Поделиться:

Реклама