Ицукусима - это...

На острове Миядзима, расположенном в японском Внутреннем море к юго-западу от Хиросимы, находится одна из самых почитаемых синтоистских святынь Японии — храм Ицукусима.

Из религии синто вытекают многие национальные традиции японцев, в том числе тесная связь японского искусства с природой, с ландшафтом. Ведь природа, как учит синтоизм, — это прежде всего мир духов. Примечательно, что в Японии нередко гора или лес называется храмом или святилищем, хотя там нет никакой храмовой постройки: присутствие самого сооружения совершенно не обязательно для того, чтобы какую-то часть природы рассматривать как нечто священное. Поэтому синтоистские храмы всегда воздвигались не в городах, а «на лоне природы», в слиянии с ней.

Не является исключением и храм Ицукусима. Он находится на небольшом острове, в защищенной от штормовых ветров бухте, и относится к наиболее почитаемым святыням Японии. Особенностью Ицукусимы является то, что часть комплекса сооружена прямо на воде, на сваях.

Одним из самых необычных и известных сооружений в Японии являются грандиозные деревянные ворота Ицукусимы — тории. Подобные сооружения характерны для синтоистского культа, но в Ицукусиме они достигают гигантских размеров и поднимаются прямо из воды маленькой бухты. Ворота были построены в 1875 году, спустя семь лет после того, как синтоизм стал государственной религией Японии. Размеры их весьма внушительны — две центральные колонны высотой в 16,2 м поддерживают верхнюю поперечную перекладину длиной в 23,5 м. Ворота расположены параллельно главной оси храмового ансамбля.

Ворота-тории в синтоизме имеют особую символику. Они стоят на границе мира людей и мира духов, и через них осуществляется незримая связь обоих миров. Одновременно ворота символизируют границу между различными аспектами бытия: между светским и духовным, между социальным миром и миром уединения, между миром постижимого и непостижимого.

За воротами, на самом краю бухты, возвышаются белые с красными шатровыми кровлями здания святилища. Они стоят прямо над водой на сваях, отражаясь в водной глади как в зеркале. Стоящие на сваях кумирни соединяются друг с другом крытыми галереями, также опирающимися на сваи, а к острову от них ведет красный деревянный мост, покрытый резными украшениями. Вечером на мосту и галереях на всем их протяжении зажигаются цепочки фонарей.

Святилище Ицукусима состоит из множества построек, среди которых залы для проведения богослужений, залы для «очищения», залы для жертвоприношений. Многие из них закрыты для посторонних и доступны только священнослужителям. На небольшом, покрытом лесом холме возвышаются пятиярусная пагода и главный храм с так называемым Залом Тысячи циновок. Древнее предание утверждает, что этот зал был построен из ствола одного-единственного камфарного дерева.

Главный храм Ицукусимы посвящен богиням трех стихий — дочерям могущественного бога бури Сусаноо, одного из верховных божеств синтоистского пантеона. Кроме того, здесь существуют святилище Окунинуси, сына Сусаноо, и святилище бога Тендзина. Последний — реальное лицо японской истории. Он был императорским министром, умер в 903 году, после смерти был обожествлен в соответствии с синтоистскими традициями и почитается как покровитель учености и письменности.

Святилище Ицукусима основано в XII веке. За столетия своего существования храм неоднократно подвергался стихийным бедствиям. «Пожар, землетрясение и наводнение — три беды народа» — говорит японская пословица. Здание храма несколько раз реставрировалось.

На берегу бухты находится храмовая сокровищница, в которой хранится множество старинных предметов и произведений искусства, в разное время пожертвованных храму. Среди них — древние свитки с текстами, художественно расписанные веера, оружие и фарфор.

Каждый японец, вступая на священную землю острова, проникается смирением и благоговением, готовясь к встрече с духами божеств, обитающими в святилище. Здесь издавна существовало множество запретов-табу, основанных на различных аспектах синтоистского учения. Так, ни в коем случае не разрешалось, чтобы на острове рождались или умирали люди. Поэтому беременных женщин или очень старых и больных людей, готовых вот-вот уйти к предкам, отправляли на материк.

До сегодняшнего дня запрещается брать с собой на остров собак — они могут распугать диких птиц, которые здесь не боятся людей и спокойно берут корм из рук паломников. Некоторые запреты в XIX веке были отменены, но покойников до сих пор хоронят на материке, а их родственники могут вернуться на остров только после ритуального очищения.

Одним из элементов синтоистских богослужебных церемоний являются ритуальные танцы. Для них в святилище Ицукусима устроена специальная площадка-сцена, которую обрамляют два музыкальных павильона. С ритуальными празднествами, проводившимися в храме, связано и появление здесь театра, в котором шли представления в стиле древнейшего японского театрального искусства — Но. Существующее здание театра было построено в 1568 году. Позднее оно неоднократно перестраивалось и реставрировалось.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
В первые дни Нового года сотни тысяч японцев устремляются в город Кавасаки. Расположенный между двумя крупнейшими мегаполисами, Токио и Иокогамой, он в наши дни почти слился с ними, так что достичь его не составляет особого труда. Целью паломников является местный храм Конгозан...
Величайшие храмы мира
...Вначале был только пар. Бог Идзанаги и богиня Идзанами стояли в клубящемся тумане посреди неба. Идзанаги погрузил свое копье в туман. Влага, сгустившаяся на копье, превратилась в капли, которые упали и образовали первую землю. Это был остров Онокоросима. Увидев этот остров и...
Величайшие храмы мира
Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру этой страны. В ту эпоху столицей японского государства был город...
Величайшие храмы мира
С 594 года официальной религией Японии стал буддизм. В VI—VII веках по всей стране было сооружено множество буддийских храмов и монастырей. От этого периода до наших дней дошло только одно-единственное сооружение — построенный в 607 году близ города Нара, первой столицы Японии...

Поделиться:

Реклама