Виндельбанд - это...

ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915) - немецкий философ, один из классиков историко-философской науки, основатель и видный представитель Баденской школы неокантианства Преподавал философию в Лейпцигском (1870-1876), Цюрихском (1876), Фрейбургском (1877-1882), Страс-бургском (1882-1903), Гейдельбергском (1903-1915) университетах Основные труды: "История древней философии" (1888), "История новой философии" (в двух томах, 1878-1880), "О свободе воли" (1904), "Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия" (1909) и др Имя В ассоциируется прежде всего с возникновением Баденской школы неокантианства, которая наряду с другими направлениями этого движения (Марбургская школа и др) провозгласила лозунг "Назад к Канту", положив тем самым начало одному из главных течений в западно-европейской философии последней трети 19 - начала 20 вв Круг проблем, рассматривавшихся философами этой школы, чрезвычайно велик Тем не менее доминирующим вектором ее развития можно считать попытки трансцендентального обоснования философии В отличие от Марбургской версии неокантианства, ориентировавшейся глав обр на поиски логических оснований т наз точных наук и связанной с именами Когена и Наторпа, баденцы, во главе с В, акцентировали роль культуры и сконцентрировали свои усилия в деле обоснования условий и возможностей исторического познания Заслугой В является попытка дать новое освещение и разрешение основным проблемам философии, и, прежде всего, проблеме ее предмета В статье "Что такое философия?", опубликованной в сборнике "Прелюдии Философские статьи и речи" (1903) и книге "История новой философии" В специально разбирает этот вопрос, посвящая его прояснению пространный историко-философский экскурс В показывает, что в Древней Греции под понятием философии понималась вся совокупность знаний Однако, в процессе развития самого этого знания из философии начинают выделяться самостоятельные науки, в результате чего вся действительность постепенно оказывается разобранной этими дисциплинами Что же в таком случае остается от старой всеобъемлющей науки, какая область действительности остается на ее долю? Отвергая традиционное представление о философии как науке о наиболее общих законах этой действительности, В указал на принципиально иной путь и новый предмет, обусловленный самим ходом развития культуры Культурная проблема кладет начало движению, лозунгом которого стала "переоценка всех ценностей", а значит философия может продолжать существовать, по В, только как учение об "общезначимых ценностях" "Она более не будет вмешиваться в работу отдельных наук она не настолько честолюбива, чтобы со своей стороны стремиться к познанию того, что они уже узнали и не находит удовольствия в компиляции, в том, чтобы из наиболее общих выводов отдельных наук как бы сплетать самые общие построения У нее своя собственная область и своя собственная задача в тех общезначимых ценностях, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей" Следуя духу кан-товского различения теоретического и практического разума, В противопоставляет философию как чисто нормативное учение, основанное на оценочных суждениях и познании должного, - опытным наукам, базирующимся на теоретических суждениях и эмпирических данных о действительности (как о сущем) Сами ценности у В очень близки в своем значении к кантовским априорным формам или нормам, обладающим трансцендентальным характером и являющимися надвременными, внеисторическими и общезначимыми принципами, которые направляют и, тобр, отличают человеческую деятельность от процессов, происходящих в природе Ценности (истина, благо, красота, святость) - это то, с помощью чего конструируются и объективный мир научного познания, и культура, с их помощью и можно правильно мыслить Однако они не существуют в качестве неких самостоятельных предметов и возникают не при их осмыслении, а при истолковании их значения, поэтому они "значат" Субъективно же они осознаются в качестве безусловного долженствования, переживаемого с аподиктической очевидностью Проблему разъединенности мира сущего (природы) и мира должного (ценностей) В провозглашает неразрешимой проблемой философии, "священной тайной", тк последняя, по его мнению, не способна отыскать некий универсальный способ познания обоих миров Частично эта задача решается религией, объединяющей эти противоположности в едином Боге, однако и она не может до конца преодолеть эту принципиальную раздвоенность, тк не может объяснить, почему рядом с ценностями существуют и безразличные в отношении к ним предметы Дуализм действительности и ценности становится, по В, необходимым условием человеческой деятельности, цель которой и состоит в воплощении последних Большое место в творчестве В занимала также проблема метода, а, точнее, проблема специфики метода исторической науки, являющейся процессом осознания и воплощения трансцендентальных ценностей Решающим в различении "наук о природе" и "наук о духе" (в терминологии Дильтея) В считал различие по методу Если метод естествознания направлен, главным образом, на выявление общих законов, то в историческом знании акцент делается на описании исключительно индивидуальных явлений Первый метод был назван В "номотетическим", второй - "идиографическим" В принципе один и тот же предмет может быть исследован обоими методами, однако в номотетических науках приоритетным является законополагающий метод; тайны же исторического бытия, отличающегося своей индивидуальной не-йовторимостью, единичностью, постижимы посредством идиографического метода, тк общие законы в принципе несоизмеримы с единичным конкретным существованием Здесь всегда присутствует нечто в принципе невыразимое в общих понятиях и осознаваемое человеком как "индивидуальная свобода"; отсюда несводимость этих двух методов к какому-либо общему основанию Значителен вклад В в историко-философскую науку Его "История древней философии" и "История новой философии" и сегодня сохраняют свою ценность в силу оригинальности и продуктивности высказанных в них методологических принципов историко-философского знания, а также благодаря содержащемуся в них обширному историческому материалу; они не только расширили представления об историко-философском процессе, но и способствовали осмыслению современного культурного состояния общества (см также: БАДЕНСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА)


Поделиться:

Реклама