Вико - это...

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744) - итальянский философ Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699) Основатель философии истории и психологии народов Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права Главное произведение: "Основания Новой Науки об Общей природе Наций" (1725) - первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В, - "Новой Науки") В осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса В своем понимании принципов философии познания В исходил из того, что "познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим": истина и факт оказывались обратимыми В предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же "гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна Познание прошлого, по мнению В, необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В, через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и тп Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права (В выделял две формы познания: знание - через интеллект, сознание - как результат волевых усилий) С точки зрения В, философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного Филология у В вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса Особо значимую роль в формировании облика Истории В уделял Божественому Провидению Замечания В относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в Согласно В, "человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной, он из самого себя сделал целый Мир Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими" В ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества) По В, все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах "божественную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую - эпоху "естественной справедливости" Развитие циклично Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В, необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению (При этом В полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут) Бессчетная смена эпох у В обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже - феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами


Поделиться:

Реклама