Тваштар - это...

(др.-инд. Tvastar, от tvaks-, «производить», «создавать»), в древнеиндийской мифологии бог-демиург, творец всех существ и форм. В «Ригведе» упоминается около 65 раз (он - «прекраснорукий», РВ III 54, 12; VI 49, 9; его руки искусны; в руке у него - нож или топор, VIII 29, 3); в «Атхарваведе» Т. изображается как старец с чашей сомы в руках. Т. именуют «господином форм», «творцом форм» (РВ I 13, 10; V 42, 13; ср. Шат.-бр. II 4, 3, 3; Тайтт.-бр. I 4, 7, 1; AB П 26, 1 и др.). Он - божественный мастер-создатель форм, он овладевает ими, творит и изменяет их; сам он многоформен и обладает «всеми формами» (отсюда его эпитет Вишварупа). Т. выковал для Индры палицу-ваджру и колесницу; для напитка сомы - чудесную чашу (луну), для Брахманаспати - железное оружие и т. д. Он создал мужа и жену, жениха и невесту (AB VI 78, 3; Тайтт.-бр. Ill 7, 4, 3), зверей, коней, он приносит семя, сыновей, богатство, помогает беременным. Позднее он отождествляется и вытесняется образом Праджапати как Вишвакармана. Т., одиннадцатый сын Адити, имел жену-демоницу из асурского рода, которая родила ему трёхглавого Вишварупу и дочь Саранью в облике кобылицы. Индра убивает Вишварупу. Узнав об этом, Т. пришёл в ярость; она ещё более возросла, когда Индра без приглашения напился сомы, которой ведал Т. Чтобы отомстить Индре, Т. создал из сомы и огня чудовище Вритру. Из других мотивов существенны создание Т. Агни и Брихаспати, золотых рук Соавтора, мёд Т. Само имя Т. - скорее эпитет, имеющий, однако, индоевропейские корни (ср. авест. Θworðštar, «творец» и др.).
Лит.: Bloomfleld М., Contrlbutions to the interpretation of the Veda. III. The marriage of Saranyu. Twaetar's Daughter, «Journal of American Oriental «Society», 1891, v. 16. p. 172- 188; Аmmег К., Tvastar, ein altindischer Schopfergott, «Sprache», 1949, Bd 1. S. 68-77, Leumann М., Der indoiranische Bildnergott Twastar, «Asiatische Studien», 1954, Bd 8, S. 79-84.
В. Н. Топоров


Определения, значения слова в других словарях:

Словарь индуизма
древнее божество ведийского пантеона, принадлежащее к старшему поколению (асурам). Не связан явно с к.-л. природным явлением, но имеет прямое отношение к культу огня и (особенно) сомы, изначальным хранителем к-рого Т. является. По-видимому, Т. оттесняется Индрой с господствующей...

Поделиться:

Реклама