Тойнби - это...

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) - британский историк и общественный деятель Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в Его основной труд - фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934-1961) - принадлежит к числу высших достижений современной философии истории На богатейшей фактологической основе Т стремился разработать концепцию сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и социальному опыту 20 в Подлинным объектом исторического изучения Т считает цивилизации - общности, большие в пространственно-временном плане, чем нации, и меньшие, чем все человечество При этом историческая концепция Т антропоцен-трична: личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии людей между собой Понимая человека как существо, возвышающееся над природным и социальным детерминизмом сознательностью и способностью осуществлять выбор, Т разрабатывает оригинальное - "драматическое" - понимание истории Элементарной "клеточкой" истории Т считает столкновение Вызова, ставящего под угрозу существование общества, и творческого Ответа, даваемого людьми Вызов, в метафизическом плане означающий Божественное испытание человека, позволяющее реализовать его свободу, в своих эмпирических проявлениях многообразен: это может быть ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных социальных сил, давление "варваров" и др Соответственно, человеческий выбор, в метафизическом смысле представляющий собой выбор между добром и злом, в эмпирическом плане есть творческое усилие, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацию Если в принципиальном плане челночное движение Вызова-и-Ответа трансисторично и образует ткань всей истории, то в конкретных условиях места и времени удачный Ответ рождает "локальную цивилизацию", обладающую неповторимым своеобразием Автором Ответа, по Т, является не общество в целом, а творческое меньшинство, которое посредством мимесиса (подражания) приобщает инертную массу к новым социальным ценностям Локальные цивилизации сопоставимы друг с другом, что позволяет посредством сравнительного анализа вывести эмпирически обоснованные закономерности истории За генезисом цивилизации следует фаза роста поступательного движения, возможного благодаря повторяющемуся чередованию успешных Ответов и все новых Вызовов, рождаемых изменением общества Критериями роста цивилизации Т считает процессы самоопределения (переориентации Вызовов извне вовнутрь общества, обретение им неповторимого облика) и дифференциации (усиления внутреннего разнообразия) За ростом следует фаза надлома, вызванная деградацией элиты: творческое меньшинство вырождается в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанной уже не на добровольном подчинении, а на силе Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, перестающее быть гармоническим единством Однако, полемизируя со шпенглеровским фатализмом социального старения и смерти, Т подчеркивает, что цивилизация не есть организм с жестко заданным жизненным циклом Ход истории определяется творческим усилием человека, и пока элита сохраняет духовный потенциал, цивилизация жизнеспособна Наряду с первичными цивилизациями, возникшими непосредственно из первобытных обществ, Т выделяет цивилизации второго и третьего поколений Особенностью перехода от второго к третьему поколению является воспроизводство цивилизации посредством церкви - "куколки" В условиях "универсального государства", создаваемого в фазе распада правящим меньшинством вторичной цивилизации, духовно отчужденный "внутренний пролетариат" творческим усилием создает "вселенскую церковь" как зародыш нового общества Возникновение "высших религий" - христианства, ислама, индуизма и буддизма - Т считает важнейшим этапом духовного прогресса человечества Вопреки распространенному мнению, можно утверждать, что не замкнутые "локальные цивилизации", а смысловое единство истории находилось в центре внимания Т: "цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается" Цивилизация для Т - это синоним свободы и творческих возможностей человека, бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат Т также автор сочинений: "Греческая историческая мысль" (1924), "Христианство и цивилизация" (1946), "Цивилизация перед лицом испытания" (1948), "Мир и Запад" (1953), "Америка и мировая революция" (1962), "Изменение и обычай" (1966), "Города в движении" (1970), "Человечество и колыбель-земля Нарративная история мира" (1976) и др


Поделиться:

Реклама