Религиозная коммуникация - это...

РЕЛИГИОЗНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — все виды общения в сфере религии. В религиозной практике значимы два основных направления коммуникации: 1) от Бога — через пророка [см.] (наставника, священника) — к людям; 2) от людей — через пророка (наставника, священника) — к Богу. Первое направление обусловливает такие жанры Р. К., как слышимое пророком Откровение Бога, пророческая проповедь Откровения и Писания (если Откровение записано). Со вторым направлением связаны богослужение и молитва, при этом культ (поклонение, служба Богу) и молитва проникают друг в друга: молитвы включаются в ритуал поклонения, а элементы службы присутствуют в молитве (определенные жесты, телодвижения, культовые словесные формулы и т. п.). Таким образом, Откровение, проповедь и молитва выступают как фундаментальные (исходные) жанры Р. К., а разнообразные другие жанры — как вторичные, последующие, производные.

В развитии Р. К. существует внутренняя логика, обусловленная асимметрией в направлении коммуникации: Откровение ниспосылается от Одного многим, оно рассеивается как доброе семя или живительная влага, и этот процесс чреват опасностью недопонимания, искажения, неполного восприятия, вообще опасна та или иная утрата важных смыслов в границах социума. Что касается обращения людей к Богу (прямо или через посредство священников, наставников), то здесь основная коммуникативная коллизия связана с неопределенностью обратной связи. Люди не знают, услышал ли Бог молитву, угодно ли Ему то пение, которое отзвучало в храме, "правильны" ли книги, по которым они спасаются. Действительную обратную связь заменяют косвенные свидетельства: например, после молебна прошел прошенный у Бога дождь. Однако таких подтверждений не хватает, и люди видят залог успешного обращения к Богу, с одной стороны, в искренности и полноте своей веры, а с другой — в строгом следовании определенным правилам обращения к Богу. Поэтому обращение людей к Богу — это в известном смысле автокоммуникация.

В Р. К. сложились два основных психолого-семиотических механизма, позволяющих сохранять аутентичную информацию, идущую от Бога к людям и от людей к Богу. Это, во-первых, неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку и, во-вторых, принцип "ipse dixit" и его аналоги в различных культурах, например иснад в исламе.

Принцип ipse dixit и иснад связаны с рядом других психолого-семиотических и специальных филологических средств защиты и консервации религиозно значимых смыслов. Это следующие средства: 1) сакрализация текста, его происхождения и языковой материи; исключение (недопущение) рационалистического восприятия текста; приоритет веры над разумом и апофатической теологии над катафатической (см. Катафатическая теология); догмат о непогрешимости римских пап ex cathedra и т. п.; 2) ритуализация воспроизведения текста; 3) обеспечение особых способов или форм существования текста: на скрижалях; в максимально архаическом виде (напр., в виде свитка, а не кодекса), в особом месте (см. Скиния Завета); 4) ограничение доступа к тексту для разных групп членов социума; внесение черт эзотеризма в текст и/или в его статус; 5) сужение и иерархическая структурация корпуса текстов по принципу пирамиды: формульно-догматическое представление "главного" знания в Символах веры; формирование канона религиозных книг; создание герменевтических и дидактических метатекстов; различение догматов и богословских мнений и др.; 6) усилия, направленные на удержание неизменной языковой формы значимого текста: феномен ссылок и аллюзий (ср. "параллельные места" из Ветхого Завета [см.] в тексте Нового Завета [см.]); цитирование; повышенные требования к точности текста (затрудненность переводов; консервативно-реставрационная направленность редактирования значимых текстов); культ первоисточников; 7) усилия, направленные на создание эстетически действенной формы значимого текста.

В развитии содержания, каналов и способов Р. К. прослеживается внутренняя логика, направленная на решение двух антиномических задач: и сохранить смысловую полноту Откровения, и передавать Откровение все расширяющему кругу людей — новым поколениям, в новые земли, в новые времена. Логика саморазвития Р. К. реализуется в ряде обязательных процессов. 1). Происходит структурация учения (религиозного содержания): в нем складывается определенная иерархия смыслов и классов текстов (жанров); при этом содержательное ядро учения догматизируется, начинает осознаваться как общеобязательное и неизменное, в то время как остальные смыслы и жанры осознаются в их отношении к смысловому центру учения. Основные жанрово-смысловые противопоставления, структурирующие религиозное содержание, таковы: а) произведения, используемые в храме, в культовой деятельности (см. Богослужебные книги), с одной стороны, и конфессиональные, однако небогослужебные тексты, с другой (в православной русской традици, — "Четьи книги"); б) произведения, признаваемые священными, с одной стороны, и книги хотя и конфессиональные, т. е. не мирские (не светские), однако и не священные (т. е. не обладающие особой таинственной благодатью [см.] — сакральностью), с другой; в) догматы, т. е. смыслы, которые Церковью считаются неизменными истинами Откровения, с одной стороны, и необязательные, исторически изменчивые, частные или групповые мнения по вероисповедным вопросам, с другой. 2). Складывается религиозный канон — особо почитаемый корпус текстов, включающий содержательное ядро учения, но также, возможно, и некоторые другие, относительно периферийные смыслы и тексты (см. Религиозный канон). 3). Складываются коммуникативные механизмы, позволяющие распространять учение вширь и вместе с тем сохранять неизменными его основные смыслы. К таким механизмам относятся: способы передачи учения подрастающим поколениям, способы популярного изложения и специального комментирования (см. Катехизис); пропаганда веры делает возможным содержательное развитие учения и его экспансию в не собственно конфессиональные сферы (напр., в области естественно-научного знания, историографии, философии). 4) Создаются внешние (по отношению к религиозным смыслам) и эксплицитные (отчетливо выраженные) механизмы контроля за тем, как осуществляется религиозная коммуникация: церковная цензура; специальное конфессиональное редактирование; специальные правила, регулирующие циркуляцию конфессиональных текстов в социуме (списки запрещенных книг; запрет читать те или иные религиозные книги до определенного возраста; аналогичные запреты женщинам или мирянам и т. п.). См. также Индекс запрещенных книг.

Н. Б. Мечковская


Поделиться:

Реклама