Персонализм - это...

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат persona - личность) - концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляются на базе православия или как внеконфессиональная Первое употребление термина "П" относится к "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" Шлейермахера (1799) Основы персоналистской парадигмы трактовки личности заложены в историко-философской традиции антифизикалистски-ми и антинатуралистическими установками интерпретации человека: "философия чувства и веры" Ф Якоби, "теологическая этика" X Тиллике, антропологические идеи Б Олкотта, "социальное христианство" Ш Пеги, "этический П" и концепция надвитального предназначения человека Шелера и традиция экзистенциализма Выделяют: - американскую ветвь П (БП Боун, Дж Ройс, Дж X Хауисон, РТ Флюэллинг, ЭШ Брайтмен, У Хокинг); печатный орган - журнал "Perso-nalist" (с 1920); - французскую ветвь П (Мунье, Ж Лакруа, М Недонсель, П-Л Ландсберг, Г Мадине, Д де Ружмон, Ж-М Доменак, в определенный период своего творчества - Рикер и М Дюфрен); печатный орган - журнал "Esprit" ("Дух", с 1932); - могут быть зафиксированы также представители П в английской (Б Коутс, ХУ Керр), германской (В Штерн) и русской (Бердяев) философских традициях "Личностный метод", выражающий саму суть такого вектора мысли, как теизм, обретает в П инструментальный статус, не только задавая трактовку человека как уникальной субъективности, но и определяя парадигмальные установки персоналистской концепции в целом Фундаментальный для теизма принцип диалогичности сосуществования человека и Бога, наиболее наглядно проявляющий себя в мистической концепции (см ОТКРОВЕНИЕ), эксплицитно выступает основой философской концепции П как в сфере нравственно-этической проблематики, так и в рамках социально-философской доктрины Базовой для П является коммуникативная теория личности, фундированная идеями трансцендентности целей ее существования Будучи тварной, личность характеризуется "вовлеченным существованием", те укоренена в земной контекст Однако, наряду с "вещным", в ней обнаруживает себя и "невещное" начало - божественный духовный "свет Творца" (Быт, II, 7) В силу этой амбивалентности для личности характерны три вектора ее существования: - экстериоризация, те самоосуществление вовне, в миру ("деятельность человека - это его завершение, ткань его жизни" - Мунье); внешнее самовыражение может принимать любые творческие формы (например, искусство, позволяющее, по оценке Мунье, с помощью "косвенных знаков" выразить трансцендентное, которое "живет среди нас" и потому "поддается некоторой характеристике"), однако, автохтонной сферой экстериоризации личности является личное общение, коммуникация, где "встреча Я с Ты", переживаемая в качестве ценности, задает в земном контексте особые формы существования - прямое и не имеющее внешней цели соприкосновение двух Я - "незаинтересованная деятельность, непосредственно не предусматривающая организации внешних отношений" (Мунье), живое общение "по ту сторону слов и систем", а горизонт коммуникативной сферы задается через перспективу трансценденции: "чтобы быть собой, следует быть, по меньшей мере, вдвоем; для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог" (Недонсель) и именно в этом смысле личность представлена в П как творческая и творящая ("creative personality" у Флюэллинга); - интериоризация, те духовная самоуглубленность, возможность реализовать себя во внутреннем душевном мире ("наиболее непреходящий, перманентный предмет в творении - это потребность человеческой души в свободе" - Флюэллинг); однако, "движение, которое создает личность, не замыкается на себе самом, оно указывает на трансценденцию" (Мунье), выводя персональное сознание на надиндивидуальный, но при этом не перестающий быть персонально артикулированным уровень; - трансценденция ("бездна личностной трансценденции" - Мунье), те ориентация на высшую самореализацию, возможную в акте духовного единения (коммуникации) с Богом Трансцендиро-вание человека к Богу в акте веры получает в П свое глубокое экзистенциальное обоснование: "верование в Бога имплицировано в элементарнейшем и глубочайшем виде человеческого поведения - факте доверия" (Лакруа), дополняясь в ряде случаев аргументацией герменевтического характера: "Человек - это требование смысла, Бог - это смысл мира, мир - это язык Бога" (Лакруа) Внешний объективизм, те восприятие мира вне его внутреннего смысла, "признание материи как первичного начала является удивительно простым и заманчивым объяснением мира, но в то же время самым опасным и ложным" (Флюэллинг) Коммуникативный потенциал личности во взаимодействии с внешним миром проявляет себя как опыт: "все существующее есть опыт и проявление энергии личности, которая больше, чем природа" (Брайтмен) В этом контексте проблема объективности "может быть разрешена только с допущением существования творческого космического разума", в качестве которого выступает "дух персональный, всеобъемлющий и верховный" (Флюэллинг) Соответственно этому, и "вся история человечества в своем глубинном смысле есть история саморазвития персонального духа", асимптотически "стремящегося к достижению царства Божьего" (Флюэллинг) В этом отношении бытие личности обретает свой центральный смысл посредством детерминации будущим, а - в обратном векторе - история выступает не как имманентная себе, но как "динамика личного существования" (Мунье) Коммуникативные ценности лежат и в основе социально-политической концепции П, оформляя идеал "персональной и коммуникативной цивилизации" или "общества личностей" (Мунье), который генетически восходит к идее Якоби о "непосредственной данности" человеку в его земном бытии "знания и чувства" трансцендентного Абсолюта как истока собственной личности, конституирования своей индивидуальности посредством причастности ко всеобщему "Вечная Божественная Республика" базируется на "прокладке мостов между классами вопреки всем противостояниям материальных интересов" (Хокинг) В этой сфере, отдав дань марксизму, сформировавшему, по оценке Мунье, "трансисторический идеал" "прозрачности" отношений между людьми и, следовательно, прозрачности личных сознаний друг для друга, П, тем не менее, выступает с критикой современного общества - вне его идеологической дифференциации - как поставившего безличное Мы выше интересов частной личности (коммунизм как "безличное счастье" у Флюэллинга, Мунье о коммунистической идеологии как "философии третьего лица" и др) И в том случае, если внутри социальной системы "личность как свободный дух будет противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю жизнь личности", "судьба личности будет противопоставлена теории прогресса" (Бердяев), - сама демократия может оказаться формой "тирании над личностью" (Мунье) Еще более опасным и пагубным для духовного мира и потенциала интериоризации личности является внутреннее деструктурирующее проникновение "миражей" массового сознания в персональное сознание: по определению Хокинга, "привычка собираться в толпы и принадлежать толпе стала угрозой цивилизации и должна быть определена как специфическая болезнь современного общества" В этой связи в рамках П оформляется глубоко гуманистический тезис о свободе личности как критерии демократичности общества: "личность есть высшая сущность демократии" (Флю-эллинг), что стимулирует тенденцию сближения П как с социально ориентированными направлениями современной философии (прежде всего, концепцией постиндустриального общества), так и с экзистенциализмом и философской антропологией (программа Ж Лакруа) Термин "П" в настоящее время используется не только в рамках христианской философии, обретая более широкое оценочно-семантическое звучание и выражая общеаксиологическую установку на доминирование "человека" над "человечеством" как абстракцией ("онтологический П" Парейсона)


Определения, значения слова в других словарях:

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Персонализм [лат. persona — личность] (в психологии) — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все...
Философский словарь
(лат. persona - личность) - концепциячеловека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как...
Философский словарь
(лат. persona - личность) - религ.-идеалистич. течение, получившее распространение в кон. 19 - перв. пол. 20 в. в США (Б. Боун, Р. Т. Флюэл-линг, Э. Ш. Брайтмен), во Франции (Э. Мунье, М. Недонсель), в Германии (В. Штерн) и др. странах. П. исследует «личность» (не реальную, а...
Философский словарь
позиция или доктрина, ставящая превыше всех государственных и экономических интересов, превыше всех безличных учреждений фундаментальную ценность человеческой личности. Мы видим, что персонализм – это социальноеучение, в основе которого лежит все тот же принцип кантианской...
Философский словарь
(от лат. persona - личность) - "учение о том, что весь мир состоит из личностей, действительных, как, напр., человек, или, по крайней мере потенциальных, т.е. обладающих хотя бы подсознательным опытом и потому способных развиваться и стать действительною личностью" (Н.Лосский)....
Философский словарь
- 1) философская позиция, полагающая личность и личностное существование основным предметом философии и главной проблемой истории и культуры; 2) религиозно-философское течение XX в. (главным образом в России, Франции, США), выступающее за синтез религиозных, культурных и...
Философский словарь
- теистическая тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Считается, что термин "П." впервые употребил Ф. Шлейермахер в "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" (1799). К П. относятся учения Ф.Якоби...
Психологическая энциклопедия
1. Вообще – подход в психологической науке, в котором утверждается, что отдельная личность является центральным конструктом, относительно которого должны рассматриваться все остальные. 2. Более специальное значение – описание общего принципа, согласно которому человек...
Психологическая энциклопедия
- в психологии - направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личностиперсонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации и внутреннему самоусовершенствованию, и все процессы психические...

Поделиться:

Реклама