Любовь, Любить - это...

I
В греч тексте НЗ понятие "любовь" передано двумя словами: филиа и агапэ (слово эрос, обозначающее физич влечение между мужчиной и женщиной, в НЗ не встречается):
1) глагол филео ("любить") и производное от него сущ филеа ("любовь") означают сердечную привязанность, чувство нежности и тп (Лк 7:38,45; 15:20; 22:47; Деян 20:37) Эти слова употребляются, когда речь идет о Л Бога Отца к Иисусу (Ин 5:20), а также - о Л между родителями и детьми (Мф 10:37) В Ин 21:15,16,17 слово филеа подразумевает Л Петра к Господу, но здесь оно противопоставлено слову агапао (первые части ст 15,16);
2) малоупотребит в мирском языке сущ агапэ и глагол агапао обозначают в НЗ истинную Л в широком смысле этого слова: Л Бога к людям (Ин 3:16) и проистекающую из нее Л людей друг к другу (Мф 22:39), а также Л к врагам (Мф 5:44), Л мужчины к женщине (Еф 5:25,28,33), но вместе с тем и эгоистич Л, способную направить человека на неверный путь(Лк 11:43; 2Тим 4:10; 2Пет 2:15; 1Ин 2:15);
3) в Септуагинте представлены все оттенки значения слов филиа и агапэ При переводе на совр языки бывает трудно передать эти оттенки (ср Ос 3:1) В евр тексте ВЗ для выражения таких понятий, как "любовь", "жалость", "сочувствие", "благоволение", "страсть" и др (тесно связанных с понятием "любовь"), используются восемь евр слов Большая часть этих слов обозначает как Божью Л, так и человеч, в тч и Л между мужчиной и женщиной
II:
1) в ВЗ прежде всего говорится о человеч Л:
а) о Л мужчины и женщины, напр Иакова и Рахили (Быт 29:20);
б) о мужской дружбе, напр Давида и Ионафана (1Цар 18:3; 2Цар 1:26);
в) о родительской Л (Притч 13:24; ср Евр 12:5-11);
г)заповедь Л к ближнему в первую очередь определяет взаимоотношения между израильтянами (Лев 19:18), но распространяется и на пришельцев (см Пришелец) (ст 34), и даже на врага (см Вражда, враг) (Притч 25:21 и след);
2) ВЗ многократно говорит и о Л человека к Богу Взгляд человека, в первую очередь, должен быть обращен к Богу: "И люби Господа, Бога твоего" (Втор 6:5) Из этой заповеди вырастает Л к Богу, подобная той, что, согл Писанию, была у Соломона (3Цар 3:3) Такая Л находит свое выражение в радостном душевном излиянии: "Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!" (Пс 17:2) Эта Л относится также к "обители дома Божия" (Пс 25:8) и к Закону Божьему (Пс 118:97,113 и др), поэтому часто встречаются выражения: "любящие Бога и соблюдающие (сохраняющие) заповеди Его" (Исх 20:6; Втор 5:10; 7:9; Неем 1:5), "любить Господа и служить Ему" (Втор 10:12; 11:13; Ис 56:6), "любить Бога и ходить путями Его" (Втор 11:22; 19:9; Нав 22:5), "любящие Господа, ненавидьте зло!" (Пс 96:10);
3) человеч Л, в том числе и Л к Богу, берет свое начало в Божьей Л к нам Он избрал народ Израиля не потому, что это был выдающийся народ, а потому, что любил его (Втор 7:6-8; Ос 11:1) Л постоянно выступает как основной движущий мотив Божьих деяний (Ос 3:1; 11:7-9): "Я возлюбил вас, говорит Господь" (Мал 1:2) Любящий Бог творит милость тем, кто Его любит (Втор 5:10), Он дарует им великий мир (Пс 118:165) и хранит их (Пс 144:20) Л Бога порождает в человеке Л к другому человеку, к ближнему и пришельцу (Лев 19:18,34);
4) человеч Л может оказаться суетной, если ее объектом явл материальные ценности (Еккл 5:9) или, что еще хуже, зло (Мих 3:2) Такая Л подлежит Божьему суду, к-рый, однако, есть не что иное, как проявление Божьей Л Господь лишь на малое время оставил народ Израиля, но затем Он вновь обратится к нему и помилует его вечной милостью (Ис 54:5-8) Бог через Иеремию возвещает Своему народу, терпящему бедствие: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благо-воление" (Иер 31:3) В НЗ Божья Л торжествует над человеч неверностью благодаря спасит подвигу Иисуса Христа
III
О Божьей Л к людям и о Л, вызываемой Богом в людях, в НЗ говорится гораздо чаще, чем в ВЗ:
1) центр здесь является перенесенная из ВЗ заповедь Л к Богу и Л к ближнему (Мф 22:36-39) "На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (ст 40), те в них полностью выражена воля Божья в отношении людей;
2) вся человеч Л основана на искупит и спасит действии Божьей Л в Иисусе Христе (Ин 3:16) Л Бога к отчужденному от Него, погрязшему в грехе человечеству потребовала жертвы - смерти Его Сына, к-рая принесла спасение человечеству и даровала ему новую жизнь Следовательно:
а) движущей силой этой Л является воля Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим 2:4);
б) благодаря Л Отца к Сыну (Мк 12:6; Ин 15:9) Иисусу было поручено дело спасения (Ин 3:35);
в) Божья Л к людям проявляется в том, что Иисус сердечно, с Л относится к ним: Он любит богатого юношу (Мк 10:21), Лазаря (Ин 11:3,36) и его сестер (ст 5), грешников (Мф 9:9 и след; Лк 15:2) и "Своих, сущих в мире" (Ин 13:1);
г) Своим самопожертвованием Иисус доказал Свою Л к грешным людям Он возлюбил каждого человека задолго до того, как человек смог осознать это (Рим 5:6-8,10; Гал 2:20);
д) цель исполненного Л служения Иисуса - искупление человечества от рабства зла (Мк 10:45) В Нем действует Л Божья, к-рая стремится примирить нас с Богом и привести к новой жизни (Рим 5:8-11; Еф 2:4-6);
е) каждый человек должен возлюбить Иисуса Если мы любим Его, то Бог Отец любит нас (Ин 16:27);
3) возвещаемая в НЗ Благая Весть всегда направлена на то, чтобы мы постигли Божью Л во Христе, оставались верны ей и то преображались под ее воздействием:
а) об этом свидетвует притча о грешнице (Лк 7:36-50) Очевидно, перед описанным событием Иисус проповедовал в местной синагоге о том, что Бог приемлет грешников Кто осознает глубину собственных прегрешений и силу Л Божьей, тот способен "много возлюбить" (ст 47) Но человек, изначально мнящий себя праведником, как в данном случае хозяин дома, не может познать Л Господа и поэтому не проникается Л к ближнему Преображающее воздействие Л Божьей показано на примере Закхея (Лк 19:8) и Петра(Лк 5:8)ПутьПетра, отрекшегося от Иисуса, но вернувшегося к Нему и принятого Им (Лк 22:31 и след; Ин 21:15 и след), позволяет познать Л Бога, Который "верен" даже тогда, когда мы неверны Ему (2Тим 2:13): Он всегда готов проявить Свою всепрощающую любовь и доброту;
б) верующим надлежит постоянно пребывать в Л к Богу и ближним (Ин 15:9 и след): от этого зависит наше познание Христа (2Пет 1:7 и след; 1Ин 4:7 и след) Не любящий брата своего "не есть от Бога" (1Ин 3:10), а любящий "перешел из смерти в жизнь" (ст 14) "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1Ин 4:20 и след);
в) вероятно, исходя из этого, следует понимать и Откр 2:4, где превознесенный Господь сообщает ангелу Эфесской церкви: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою" Л Бога предшествует Л человеч: Он прежде возлюбил людей (1Ин 4:19) и разбудил в них истинную Л;
4) Л Христова, проистекающая от Отца, "объемлет" (см 2Кор 5:14) см Учеников и последователей Христа так, что они всё более руководствуются ею и становятся свидетелями своего Господа:
а) благодаря Христовой Л ученики стали "друзьями" Иисуса (греч филой (Ин 15:9-15), "любимые", "доверенные"); Он открыл им Божийпуть и Божью волю, поэтому они совершенно осознанно могли исполнять Его заповеди;
б) в своем служении ученики Христа руковод-ствуются Л (2Кор 5:14-21), к-рая делает совершенными все дары Духа: прорицание, познание, веру и добрые дела (1Кор 13:1-3) Эта Л долготерпит, милосердствует; она не знает зависти, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей корысти, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; она "все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (ст 4-7) Она ведет учеников за Учителем, заставляя их порой жертвовать своими жизнями по примеру их Господа (Мф 20:23; Мк 10:39; Ин 21:18 и след; Еф 5:2; 1Ин 3:16) Примечат, что самые глубокие высказывания о Л мы находим именно у Иоанна, "ученика, которого любил Иисус" (Ин 13:23 и проч);
в) Л, к-рая заповедана Церкви Самим Иисусом (Ин 13:34 и след), становится отличит признаком учеников Христа (Деян 2:47; 5:13) Служение друг другу должно совершаться в Л (Мк 10:43 и след), и эта Л должна постоянно возрастать (Флп 1:9; 2Фес 1:3) К этой мысли апостолы вновь и вновь возвращаются в своих посланиях (Флп 2:2; Кол 3:14; 1Пет 1:22; 2:17; 4:8; 1Ин 4:7; Евр 10:24; 13:1) Иная мотивация отношений в Церкви ведет к заблуждению (см 1Кор 8:1; Гал 5:13) Не следует, однако, забывать, что Л не должна означать терпимости к греху и злу внутри Церкви (Мф 18:17; Ин 2:15; 1Кор 5:11,13);
г) благодаря христ Л происходит и внутр обновление всего обществ устройства: изменяются отношения между мужем и женой (Еф 5:21-33; Кол 3:18 и след; 1Пет 3:1,7; см Тело, IV), отношения между родителями и детьми (Еф 6:1-4; Кол 3:20 и след), отношения между господами и рабами и тд (Еф 6:5-9; Кол 3:22 - 4:1; 1Пет 2:18-21) (см Послание к Филимону);
д) выражение глубочайшей связи с Господом - это исполнение заповедей о Л к Богу и своему брату; любящий пребывает в Л Божьей По Л к Нему Бог узнаёт христианина (1Кор 8:3); тем, кто любит Бога, "все содействует ко благу" (Рим 8:28)Вера христианина "действует любовью" (Гал 5:6); верующий осознает свое страдание как знак того, что он пребывает в руке возлюбившего его Бога (Евр 12:6 и след; Откр 3:19)Сила Л превосходит даже силу смерти, ибо Л "никогда не перестает" (1Кор 13:8-13) Л является частью грядущего мира, нового мироздания, и благодаря ей мы можем уже здесь и сейчас стать его частью;
5) однако наряду со спасит Л Божьей и Л к Богу существует и губительная Л, уводящая от Бога Так, люди выявили склонность любить тьму даже тогда, когда им был явлен см Свет, спасит Божье деяние в Иисусе (Ин 3:19) Возлюбив человеч славу более, чем славу Божью, высокопостав евреи, даже уверовав в своем сердце, отказывались исповедовать Иисуса (Ин 12:42,43) Так, сотрудник Павла Димас, прельстившись миром, оставил Павла, а вместе с ним и Господа (2Тим 4:10) Поскольку человеч сердце склонно к губительной Л, то Иисус и апостолы призывают сделать решит выбор: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Ин 2:15) Если сердце любит богатство, то оно уже не способно полюбить Бога (Мф 6:24) Привязанность человека к семье не должна отдалять его от Бога, Иисуса следует возлюбить более, чем все сущее в мире (Мф 10:37; Лк 14:26) Свящ Писание, приводя слова Христа: "Сберегающий душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее", учит любить Его больше собств жизни (Мф 10:39; 16:25; Ин 12:25)


































Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Любовь — 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к матери, детям, родине, музыке и т. д.)- 2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
основополагающее, краеугольное понятие эволюции Вселенной на различных планах и во множестве форм е проявления, всеобъемлющий Космический закон, основной принцип развитая жизни Космоса. Космологически любовь обусловлена разделением начал на мужское и женское от первоначального...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ЛЮБОВЬ — символ единства космоса, силы, объединяющей разнородные и нередко противоположные его элементы. Согласно древнегреческому мифу, любовь появилась из первобытного Хаоса как главная сила, связывавшая воедино всю Вселенную. Любовь выступает творческой силой, дающей человеку...
Библейская энциклопедия
Любовь (I Кор. XIII, Мф. XXII, 36-40). Десять заповедей Господних были разделены на две скрижали, так как в заповедях заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему, и посему предписывается два рода должностей. Когда один из фарисеев, законник, искушая...
Философский словарь
Философский смыслтермина: Любовь (склонность) как причина встречного движения четырех элементов мироздания. "Вражда" - сила, противоположная Любви и приводящая в борьбе с ней все вещи в движение, разрушая при этом единство мира и созидая множество (Эмпедокл).
Философский словарь
Философский смыслтермина: Эрот - бог любви, древнейший из богов; Эрос (Любовь) как антагонист Вражды - термин космогоний Гесиода, Парменида; в учении Платона - демон любви и творчества, посредник между чувственным и сверхчувственным, символ познавательного (в созерцании)...
Философский словарь
- универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Л. называют также субъект-субъектное отношение,...
Философский словарь
— интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку “непредсказуемое” выражение глубин...
Философский словарь
- содержание изначальной интуиции о первопринципе всякого бытия, и, в частности, человеческого бытия. здесь понимается онтологически, как принцип консубстанциальности бытия, через который раскрывается все его содержание. Этот принцип уже предполагает становление в инобытии,...
Философский словарь
- это слово, охватывающее разнообразные чувства; я употребляю его преднамеренно, поскольку хочу охватить их все. как эмоция - я говорю именно о ней, ибо любовь "из принципа" не кажется мне подлинной - находится между двумя полюсами: с одной стороны, чистое очарование созерцания...

Поделиться:

Реклама