Коран - это...

КОРАН (араб. "чтение вслух, наизусть"; под влиянием сирийск. "кериана" — "чтение священного текста", "назидание") — главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме "пророческих откровений" главным образом в Мекке и Медине между 610 и 632. Как отмечает Е. А. Резван, термин "К." наряду с другими терминами ("рассказ"; "истина"; "наиважнейшее"; "знак", "чудо", "знамение"; "ниспослание"; "мудрость"; "различение [между истинным и ложным]"; "напоминание [того, что было ниспослано прежде]") первоначально употреблялся Мухаммадом для обозначения отдельных откровений, составлявших его проповеди. С увеличением числа откровений, появлением их новых записей и по мере все большего противопоставления К. Писаниям иудеев и христиан, в тексте К. появляется и термин "ал-Китаб" — "Книга", частотность употребления и важность которого возрастают в сурах мединского периода жизни Мухаммада. Впоследствии термины "айа", "сура" и "К." приобрели узкое терминологическое значение: первый — как обозначение наименьшего уровня членения коранического текста, второй — как обозначение промежуточного уровня, третий — как обозначение всей Священной книги. К. обозначается также термином "свиток" и рядом других, которые в тексте К. не встречаются. При жизни Мухаммада текст К. передавался главным образом по памяти. Существовали записи лишь отдельных откровений, сделанные первоначально независимо от Мухаммада, а в Медине, видимо, и по его указанию. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, первые записи полного текста К. появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммада после его смерти в 632 и несколько отличались друг от друга количеством и порядком расположения откровений, названиями некоторых сур, написанием ряда слов и т. п. Решение о составлении сводного текста К. было принято в критический для ислама период, когда шла борьба за утверждение власти мединской общины над Аравией. Наибольшей поддержкой пользуется гипотеза, основанная на мусульманском предании, согласно которой между 650 и 656 по приказу халифа Усмана специальной коллегией под руководством Зайда б. Сабита был подготовлен список К., постепенно вытеснивший другие записи и впоследствии признанный каноническим. Он был создан на основе одной из прежних версий с учетом других записей и свидетельств лиц, знавших проповеди Мухаммада наизусть. Этот второй этап работы над текстом связан с потребностями уже иного периода, когда победоносные мусульманские армии овладели Ираком, Сирией, Египтом. Самые ранние сохранившиеся списки К. относятся, по-видимому, к рубежу 7—8 вв. В процессе развития арабского письма, вызванного не в последнюю очередь необходимостью однозначного понимания текста К., его внешняя форма претерпела значительные изменения. Процесс улучшения письма был завершен в основном в конце 9 в., когда в текст К. были введены диакритические знаки, однако и после этого сохранялась возможность некоторых разночтений. Появление, а потом и окончательное закрепление огласовок в Коране, т. е. становление в полном смысле единообразного текста, неразрывно связано с острыми идеологическими дискуссиями, проходившими в мусульманском обществе в 8—10 вв. После появления сочинения Ибн Муджахида (859—936) все семь существующих способов "чтения" К. были признаны одинаково правомерными. Орфография, структура текста и правила "чтения" были окончательно канонизированы изданием К. в Каире (1919, 1923, 1928), которое следует одному из этих вариантов "чтений" — варианту рави ("передатчика") Хафса (ум. в 805) от куфийского кари ("чтеца") Асима (ум. в 744). Работа над текстом К. не была, как и прежде, явлением, изолированным от процессов и перемен, происходивших в исламском мире. На этот период приходится пик деятельности мусульманских реформаторов, стремившихся к обновлению ислама через возрождение "великих исламских традиций". В этой связи создание канонического текста К. представлялось делом исключительно актуальным, важным в первую очередь для осознания единства мусульманского мира. Ведь именно в это время ликвидацией султаната в Турции (1922) халифат был отделен от светской власти, а затем и упразднен (1924), что воспринималось многими мусульманами как катастрофа. С другой стороны, успешная работа над текстом К. должна была продемонстрировать приоритет мусульманских ученых перед западными ориенталистами в этой важнейшей для исламского мира области. Существующий текст К. содержит 114 сур разной величийы (от 3 до 286 айатов). После первой короткой суры — Фатихи — следуют самые длинные и прослеживается тенденция к уменьшению длины сур от начала К. к его концу. По времени произнесения суры в соответствии с традицией, закрепившейся в мусульманской науке, подразделяют на мекканские (610—622, 90 сур) и мединские (622—632, 24 суры, которые в большинстве своем длиннее мекканских). Большинство сур составлено из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Такая мозаичность изложения обусловлена в первую очередь характером фиксации текста. Большая часть текста К. — полемика в форме диалога между Аллахом, "говорящим" от первого или третьего лица либо через посредников (дух, Джибрил) (но всегда устами Мухаммада), и противниками Пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к последователям Мухаммада. Согласно принятой гипотезе, язык К. — мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян. Своеобразие языка К., неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания К., разнообразием содержания, поисками Мухаммадом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности. Значительная часть текста К., особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу. Неоднородность стиля К. связана во многом с традиционными стилистическими особенностями выступлений доисламских аравийских прорицателей, племенных вождей, военных предводителей, третейских судей, племенных ораторов или поэтов. Объединив в своем лице несколько традиционных социальных ролей, Мухаммад мог выступать в качестве каждого из этих лиц, используя, естественно, закрепленную традицией стилистику обращения к слушателям, переосмысливая и сплавляя воедино в пророческом откровении существовавшие формы и традиции. Суры раннего периода — это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Мухаммад передает в них поток идей и образов, внезапно возникших в его сознании под воздействием идеи всемогущества единого бога-творца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность и горечь, отчаяние, вызванные тщетностью попыток обратить своих соплеменников в "истинную веру". Более поздние увещевания и поучительные притчи уже, как правило, спокойны и размеренны. Для позднемекканских и особенно для мединских сур характерны длинные периоды, иногда перебиваемые эмоциональными призывами и обращениями. В целом язык К. насыщен эпитетами и развернутыми сравнениями при относительно небольшом числе метафор, метонимий и т. п. Синтаксис К. обусловлен формой диалога, в котором ведется изложение. Для него характерно отсутствие описательных оборотов и вводных предложений. Своеобразие К., как историко-культурного памятника и как исторического источника, заключается в двойственности его идейной основы. Он запечатлел не только многие элементы социальной психологии и религиозного сознания языческого мира, разрушавшегося родового общества, но и процесс утверждения монотеизма, новых социальных институтов, и этико-культурных норм. К. закрепил божественной санкцией результаты длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение институтов и норм, уже существовавших в обществе оседлых центров Внутренней Аравии. Причину социального неблагополучия Мухаммад нашел в ошибочном культе, в нарушении заповеданных прежде установлений, поэтому, формулируя новые религиозные и социально-правовые идеи, Мухаммад видел в них восстановленные в изначальном виде старые. Главная идея проповеди Мухаммада — необходимость обращения к единобожию. Аллах в К. — первопричина жизни и творец мироздания. Поэтому многобожие безусловно осуждается, наказание за него — страдания в жизни "земной" и "будущей". Предупреждения о Судном дне, описание ада и рая, поучительные рассказы о наказании "народов", отвергнувших пророков, назидательные истории, восходящие к апокрифическим иудео-христианским преданиям и аравийскому фольклору, составляют значительную часть содержания К. При этом рассказы о пророках и непокорных народах во многом отражают личный опыт самого Мухаммада, а библейские рассказы наполняются новым, актуальным для его слушателей содержанием, отражая аравийскую действительность. К. запечатлел борьбу Мухаммада с язычеством и язычниками, полемику с иудаизмом и христианством, которые существовали в Аравии в сектантских формах и рассматривались в К. как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу, а также, возможно, и борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений. В ходе этой полемики происходило развитие проповедей Мухаммада: их насыщение религиозно-философскими идеями и сюжетами иудео-христианского круга и, опосредованно, некоторыми представлениями, восходящими к зороастризму и манихейству. Все это обусловило серьезную эволюцию коранических представлений на протяжении всего периода проповеднической деятельности Мухаммада и привело к противоречивости и непоследовательности в трактовке ряда важнейших элементов вероучения. В частности, эволюционировало представление о самой сущности посланнической миссии и характере "ниспослания" откровений. Постепенно складывались и коранические представления о мире сверхъестественном. Значительную часть содержания К. и особенно сур мединского периода жизни Пророка, в ходе которого он стал полновластным правителем общины мусульман, составляют религиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман, некоторые правила отправления кульма, складывавшиеся в процессе становления ислама как религии и осознании Пророком и его последователями ее самостоятельности.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(араб, чтение), Священное Писание мусульман, данное пророку Мухаммеду самим Аллахом (Богом) между 610 и 632 гг. Это откровение опирается на Ветхий Завет, но имеет отличия от Завета, данного Иеговой Моисею. Канонический текст Корана с учетом гласных был зафиксирован в XI в.,...
Философский словарь
(араб. «аль-куран» - чтение, декламация) - гл. св. книга мусульман. По учению ислама, К. не сотворен, существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, к-рый частями в виде откровения передал К. пророкуМухаммеду через ангела Джебраи-ля. К. — наиболее крупное произведение...
Философский словарь
(Араб.) или Quran. Священное Писание мусульман, данное Пророку Магомету самим Аллахом (богом). Это откровение, однако, отличается от данного Иеговой Моисею. Христиане поносят , называя его галлюцинацией и сочинением арабского мошенника, в то время как Магомет проповедует в...
Философский словарь
(араб.«аль-куран»–чтение, декламация) – Священное писание ислама. Мусульмане веруют, что существует предвечно, хранится у Аллаха, который через ангела Джебраила передал содержание этой книги Мухаммаду, а тот устно ознакомил с данным откровением своих приверженцев. Язык Кораиа...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Араб.) или Quran. Священное Писание мусульман, данное Пророку Магомету самим Аллахом (богом). Это откровение, однако, отличается от данного Иеговой Моисею. Христиане поносят , называя его галлюцинацией и сочинением арабского мошенника, в то время как Магомет проповедует в...

Поделиться:

Реклама