Идея - это...

(Idea; Idee) - в психологии мысль или когнитивный процесс, непосредственно не являющиеся сенсорными по своей природе; ментальное содержание, суть которого не сводима к перцептивному процессу."Я употребляю словоидея для выражения смысла, заключенного в изначальном образе; смысла, абстрагированного от конкретики этого образа" (ПТ, пар. 714).Фактически Юнг использовал термин двояко. С одной стороны, слово относится к смыслу, который возникает из образа. В этом случае идея может выступать как явление вторичное. С другой стороны, "идея" несет в себе основную психологическую нагрузку, без которой нет ни конкретных эмоций, ни концептуализации." я иногда пользуюсь понятием идеи для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом если образ не имеет мифологического характера, т. е. если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее (там же). есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином "идея" лишь тогда, когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у чувствующего Именно двойственная природа идеи как чего-то первичного ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с "изначальным образом". При интровертной установке идея является primum movens (первопричиной), при экстравертной - она оказывается продуктом" (там же, пар. 719).


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Идея — самовоплощающаяся мысль- представление, наделенное силой действия. Обыденное сознание отождествляет мысль и И. Между тем в истории западноевропейской и отчасти русской философии И., если и отождествлялась с мыслью, то лишь в динамике "отождествление — разотождествление"....
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(греч.), принцип мышления, посредством которого происходит постижение мира. Идея понимается как своего рода имманентная цель, согласно которой «Я» творит мир в процессе непрерывного совершенствования человеческого сознания.
Философский словарь
Идеальное, не представимое по своему существу в чувственных образах, т. е. идеальное, не переводимое в субъективное реальное; то идеальное, какое ни при каких условиях не может быть феноменальным. Идеи нужно отличать от типа идеального, которое не представимо только в...
Философский словарь
- понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной...
Философский словарь
- форма отражения окружающего мира, синтезирующая определенную совокупность понятий и представлений в целостное единство, выражающее их сущность. И. активно воздействуют на ход развития общества, способствуя или препятствуя его изменению. С т. зр. религии и объективного...
Философский словарь
- мысленное образование, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.
Философский словарь
(от греч. idea — образ, представление) — многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. — это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. У Платона И. — вневременная сущность, динамический и творящий архетип...
Философский словарь
Он (Беркли) называет "идеей" все, что известно нам непосредственно, как, например, известны факты ощущений.
Философский словарь
(вид, образ, форма) - во многих философских учениях понятие, имеющее символическое значение; относится не только к эпистемологии, но и к онтологии, эстетике и др. разделам. Не во всякой философии И. ассоциируется с мыслью (в субъективно-человеческом смысле). В античной философии...
Философский словарь
В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная сущностьпредмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению (см. Платон). У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума...

Поделиться:

Реклама