Ид ал-Адха - это...

ИД АЛ-АДХА, Курбан-байрам, Жертвоприношение (араб. ид ал-ахла — "время [срок] жертвоприношения"; тюрк. курбан-байрам) — в исламе — один из важнейших праздников, происхождение которого связано с кораническим сюжетом (см. Коран) о жертвоприношении Ибрахима, восходящим, в свою очередь, к библейскому сюжету (Быт 22; см. Библия, Танах, Ветхий Завет) о жертвоприношении Авраама (см.; см. также Тора). Согласно мусульманскому толкованию, Ибрахим в своей готовности принести в жертву Аллаху собственного сына (в Коране его имя не названо, но в соответствии с комментарием это был Исмаил [см.], т. е. библейский Йишмаэль [см.], или Измаил) воплотил высший эталон служения Аллаху, покорности Его воле. Вместо сына Ибрахим принес в жертву ягненка (барана). Поэтому, принося в праздник И. ал-А. в жертву Аллаху овцу или ягненка, каждый мусульманин благодарит Его за милосердие и выражает свою богобоязненность, готовность к самопожертвованию и способность делать добро, заботясь особо в этот день о бедных и голодных. Предписание об И. ал-А. извлекается из суры Корана "Хаджж" (праздник предшествует хадджжу [см.] и является по сути дела его частью): "Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же Имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнутся, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо. Так Мы подчинили их вам, — может быть, вы будете благодарны! // Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!" (Коран 22:37—38; перевод И. Ю. Крачковского).

И. ал-А. начинается 10 числа месяца зу-л-хиджжа и заканчивается в день завершения паломничества в Мекку (см. Хаджж). Наиболее благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника. Уже за три недели не принято устраивать торжества, надевать новые одежды, стричься. За неделю до И. ал-А. начинаются активные приготовления к празднику, заготавливаются продукты для пиршества. Утром в день наступления И. ал-А. мусульмане отправляются в мечеть в новых одеждах. После коллективной молитвы верующие расходятся по домам, а затем собираются группами для чтения Корана, проповеди и поучения муллы. Затем они снова идут в мечеть или на открытую молитвенную площадку (обычно за городом), где имам произносит краткую ритуальную проповедь — хутбу. После этого принято посещать кладбище и молиться за умерших. Затем наступает главный момент — собственно жертвоприношение, когда каждый верующий приносит в жертву специально откормленное или купленное жертвенное животное (небогатые люди иногда покупают животное вскладчину, в больших семьях, не имеющих возможности совершить жертвоприношение от каждого, приносят жертву ежегодно за каждого члена семьи по очереди; многие мусульмане заменяют заклание животного взносом в мечеть, соответствующим стоимости животного). После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в Судный день помогать людям переправляться через адскую бездну (см. Джаханнам) в Рай (см. Джанна) по тонкому мосту — сирату. Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т. е. Мессии (см.; см. также Машиах), и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на сират.

В последующие дни И. ал-А. принято посещать родственников, обмениваться подарками. В доме каждого мусульманина и во всем мусульманском мире должен царить дух щедрости и гостеприимства. См. также Жертвоприношение.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама