Епископ - это...

ЕПИСКОП (от греч. "блюститель", "надзиратель"; в исходном смысле — в социально-политической практике античной Греции — эмиссары, направляемые афинскими лидерами в союзные Афинам государства в целях контроля за соблюдением последними обоюдных договоренностей).

В христианстве Е. — представители третьего верховного ранга церковной иерархии, имеющие право осуществлять всю полноту апостольской (см. Апостолы) власти. В первые века н. э. словом "Е." иногда обозначались сами апостолы (Деян 1:20) или даже Иисус Христос [см.] (1 Петр 2:25). В т. н. Пастырских Посланиях апостола Павла к Тимофею и Титу (65—66) институт Е. представляется как результат конституирования поместных христианских церквей, в границах которых Е. обладали правом рукополагать пресвитеров и дьяконов. Изначально предполагалось, что пресвитеры не самостоятельно, а лишь через посредство апостолов могут управлять церковными общинами; призванием апостолов полагалось обустройство Церкви Вселенской (см. Вселенская Церковь) при помощи благодати, лично дарованной Иисусом Христом; Е. же были призваны самостоятельно обустраивать поместные церкви благодаря обладанию таинством священства.

Термины "пресвитер" и "Е." появляются в христианских документах с 1 в. как синонимы, обозначающие руководителей христианских общин. Слово "Е." тогда не означало еще единовластного Е., преемника апостолов, единого главы местной церкви. Такое значение данного слова встречается впервые только в начале 2 в. у св. Игнатия Антиохийского.

В ранней — апостольской — Церкви (см.), как отмечал Н. И. Барсов, — функции "епископского надзора и пресвитерского служения" исполняли сами апостолы, опираясь на всецело подчиненных им диаконов. Чуть позднее была учреждена степень пресвитеров (Деян 14:23), а потом и институт Е. как "своих заместителей и преемников в основанных ими поместных церквах. Эти первые Е. были вполне независимы в своих действиях, образуя под верховной властью апостолов один чин равных друг другу высших представителей церкви".

В первоначальной Христианской Церкви Е. были выборными иерархами. (Упоминание о подобном порядке присутствует в процедуре посвящения в Е., когда клирос — изображающий при богослужении народ — троекратно поет слово аксиос — "достоин"; т. е. избранный в Е. достоин епископской кафедры.) К концу 6 в. уже отмечается участие только клира и отдельных представителей мирян в предложении кандидатур (обычно трех) для утверждения соответствующим митрополитом. В 12 в. избрание Е. уже производилось Собором самих Е., которые и представляли трех кандидатов для окончательного избрания одного из них митрополиту, при замещении кафедры митрополита — Патриарху, при замещении патриаршей кафедры — императору. В Русской Православной Церкви до 15 в. митрополиты избирались в Константинополе; позже — Собором русских пастырей, соблюдавшим константинопольские правила.

Е. главных областных городов, именовавшихся в истории Православной Церкви митрополиями (на гражданско-административном языке), получили статус митрополитов. Так, на Втором Вселенском Соборе (см. Вселенские Соборы) было решено, чтобы все важнейшие дела области решались на Соборе всех ее Е. Митрополиты были ответственны за своевременное замещение вакантных епископских кафедр, за созыв по мере необходимости поместных соборов, за осуществление церковного суда над Е., за контроль над епископиями, за взаимодействие светской и духовной власти в области; Е., кроме этого, должны были возносить имя митрополита в своих молитвах.

Как писал Н. И. Барсов, осмысливая историю института Е. в рамках Православной Церкви, "когда при новом административном делении, Греко-Римской империи (при Константине I Великом — см.), главные города области сделались столицами диоцезов, Е. этих столиц, имевшие власть над другими Е. целого диоцеза, получили кроме звания митрополита титул архиепископа. Если в диоцезе было несколько подведомственных архиепископу митрополитов, перед которыми он имел преимущества места и чести, то он носил название экзарха (у западных канонистов — primas dioceseos). Наконец, когда влияние экзархов на ход церковных дел в диоцезе, имевшее сначала характер обычая, развилось до степени права, Вселенские Соборы (см. — Д. Б.) утвердили за старейшими митрополитами диоцеза полную церковную власть над всеми Е. диоцеза и создали новую, высшую степень иерархии — патриаршество (см. Патриарх. — Д. Б.). Во время Второго Вселенского Собора титул Патриарха был еще лишь почетным названием. Окончательно экзархи обратились в Патриархов, т. е. получили власть безапелляционно и в последней инстанции решать все церковные дела целого округа, не раньше, как на Халкидонском соборе в 451 [...] Каким бы титулом, впрочем, ни именовался Е. — архиепископом, митрополитом, экзархом, Патриархом и т. д. — и как бы ни видоизменялось его гражданское положение, первоначальное догматическое учение о нем как представителе высшей, третьей степени церковной иерархии, остается неизменным ... Е. должен быть безбрачен; хотя это и не значит, что он должен быть непременно посвящен в монашество (см. — Д. Б.) (что, впрочем, вошло в обычай с давних времен). Особенным правом и должностью епископского сана служит право рукополагать в диаконы, пресвитеры и Е., поставлять в низшие должности клира, освящать священное миро для совершения таинства (см. — Д. Б.) миропомазания, освящать храмы с возложением в них мощей и антиминсы. Власти Е. подчинены все члены Церкви, находящиеся постоянно или временно в пределах его епископии, все учреждения Православной Церкви, духовно-учебные заведения … монастыри епархии…".

В Православной Церкви Е. выбираются из представителей монашества. В Англиканской Церкви (см. Англиканство) сохранился обычай избирать женатых Е. В современном католичестве существует епископат — система церковного управления посредством Е. II Ватиканский Собор (см. Ватиканский Собор II) определил роль Е. — "преемников апостолов" — в статусе "наставников в учении, священнослужителей и управителей". Представители епископата "замещают Христа … и действуют от Его лица", Е. — "вершина священнослужения". Прерогативами Е. является совершение таинств конфирмации и рукоположение священства. Е. назначаются Римским Папой (см. Папа Римский) или примасом. Созданный на II Ватиканском соборе Синод Е. находится в полной зависимости от решений Папы Римского. В католичестве существующий обет безбрачия для духовенства относится и к Е.

См. также: Клир, Аббат, Кардинал.

Д. К. Безнюк


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(греч. надзиратель), третья ступень в высшей церковно-иерархической лестнице. В христианстве возник в II–III вв. как аппарат управления порядком и финансами в общине, а затем епископы стали выполнять функции духовных пастырей рядовых верующих.
Библейская энциклопедия
Епископ (блюститель, надзиратель) — одна из необходимых степеней священства, первая и высшая, так как епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные. Об епископской власти пишет ап. Павел Титу: для...
Философский словарь
(греч. episkopos - надзиратель, блюститель) — высш. иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ).
Философский словарь
(греч.-надзиратель, смотритель) – священнослужитель, имеющий в православной, католической и некоторых протестантских церквах высший духовный сан. Имеет несколько степеней: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх, кардинал, папа.

Поделиться:

Реклама

бетбум официальный сайт