Бессознательное - это...
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) Самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и тд) психики человека, 3) Форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии, 4) Состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания В европейской рациональной традиции идея о Б психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании-припоминании и др) В различных значениях и смыслах проблема Б ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории Существенный вклад в изучение проблемы Б внесли: Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Лейбниц (трактовка Б как низшей формы душевной деятельности), Д Гартли (связь Б с деятельностью нервной системы), Кант (связь Б с проблемами интуитивного и чувственного познания), Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К Карус ("ключ сознания в подсознательном"), Э Гартман ("философия Б"), Г Фехнер (представление о "душе-айсберге"), Вундт ("неосознаваемое мышление", "неосознаваемый характер процессов восприятия", "неосознаваемые логические процессы"), Г Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), И Сеченов ("бессознательные ощущения или чувствования"), Павлов ("бессознательная психическая жизнь"), Бехтерев (активность "Б"), А Льебо и И Берн-гейм (постгипнотическое внушение и поведение), Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Лебон (бессознательный характер поведения людей; Б как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многие другие В 20 в наиболее подробно и систематически представление о Б разрабатывается в границах психоаналитической традиции Принципиально важные результаты были получены Фрейдом, создавшим психологическое определение Б и учение о Б, а также Юнгом, развившим идеи о психоидном, личном и коллективном Б, Морено, разработавшим концепцию "общего Б" и Фроммом, развивавшем идеи о "социальном Б" В общем совокупность этих психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности Б и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях По Фрейду, 1) Б - это психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", 2) Б - основная и наиболее содержательная система психики человека (Б - предсознательное - сознательное), регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр, характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и тд По мысли Фрейда, в Б идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо) Согласно психоаналитическому учению, содержание 6 включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в Б (желания, воспоминания, образы и тд) Принимая Б и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, Фрейд создал психоаналитическую терапию, ориентированную на познание Б и излечение пациентов через осознание Б (вытесненного) Трактуя Б как "истинно реальное психическое" и подчеркивая, что "все душевные процессы по существу бессознательны", Фрейд, вместе с тем, обращал особое внимание на борьбу Б и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека Коррентное определение Б психического, исследование его, создание учения о Б и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями Фрейда, влияние и значение которых трудно переоценить По Юнгу, Б состоит из трех слоев: 1) "Личностного Б" - поверхностного слоя Б, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности; 2) "Коллективного Б" - врожденного глубокого слоя Б, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни; "содержаниями коллективного Б" в основном являются архетипы - наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения; 3) "Психоидного Б" - наиболее фундаментального уровня Б, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию По Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее Б", возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов По Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет "социальное Б", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания" Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального Б проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений Б: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения); 3) неосознаваемые субсенсорные (подпороговые) процессы и механизмы (восприятия и пр); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и тд) В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания Б (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и тд Существующая фрагментарность представлений о Б и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории психического Б является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: