Боевые корни метода Фельденкрайза

Рафаэль Рамбальди

Моше Фельденкрайза часто называют современным «человеком Ренессанса», имея в виду его разностороннее саморазвитие и большое разнообразие интересов. Физик, инженер, один из первых черных поясов Европы по дзюдо. Его восхитительное путешествие по пути раскрытия себя началось с поисков способа восстановить серьезно поврежденное колено и привело к созданию великолепного метода обучения и саморазвития посредством движения. Этот метод открывает бесчисленные возможности и области применения.

Чтобы по-настоящему проникнуть в суть метода Фельденкрайза, важно попытаться проникнуться течением мыслей его основателя, владеющего великолепной способностью брать абстрактные идеи и переводить их на уровень конкретных действий и личного опыта. Мы попытаемся повторить шаги и ход мыслей, сопровождавшие эволюцию его мышления.

Мы сможем сделать это благодаря приезду в Италию шихана Моти Натива, международно признанного эксперта боевых искусств и выдающегося последователя метода Фельденкрайза, который проведет семинар «Осознание воина: синергия боевых искусств и метода Фельденкрайза». На протяжении двух дней Моти проведет нас через повторное открытие глубоких корней боевых искусств в методе Фельденкрайза, воссоздавая путь, пройденный самим основателем метода, начиная с изучения самообороны в условиях улицы. Этот путь вначале сделал Фельденкрайза мастером боевых искусств, а позже позволил ему разработать блестящий метод, получивший его имя. Это исключительная возможность для каждого, кто хочет углубить свой опыт применения метода Фельденкрайза, боевых искусств, и в целом улучшить качество движения путем работы над осознанием.
 


Моти Натив на занятии

Так каково прошлое Фельденкрайза в боевых искусствах?

Как уже было сказано, он был одним из первых черных поясов по дзюдо в Европе. Однако путешествие Моше в мир боевых искусств началось намного ранее, еще с его участия в деятельности еврейских сил самообороны (1920-1930). Интересно, что он прибыл в Палестину под британским протекторатом задолго до того, как Израиль приобрел независимость. Фельденкрайз вошел в контакт с Хаганой, секретной организацией, ставящей своей главной задачей защиту еврейских поселенцев. В это время стычки между евреями и арабами были весьма частыми и британцы имели ограниченный успех в их предотвращении. Данный факт послужил предпосылкой к возникновению идеи о необходимости обучения самообороне и джиу-джитсу членов организации.

И все же результаты оказались далекими от хороших. Вышло так, что при встрече с реальными противниками люди, попытавшиеся сбежать, оказались в лучшем положении, чем те, кто остался сражаться и даже со знанием джиу-джитсу существенно пострадал. Нескольких месяцев уроков оказалось недостаточно, и тип тренировки вырабатывал навыки неэффективные или вовсе вредные в реальных жизненных ситуациях.

Многие люди подумали, что джиу-джитсу было напрасной тратой времени. Моше, с его оригинальным методом мышления, понял, что должен быть лучший путь для тренировки людей. «Я сделаю свою собственную джиу-джитсу,» — объявил он. Он проанализировал техники самообороны и построил метод обучения, который оказался более эффективным. Он тщательно наблюдал инстинктивную реакцию нормальных людей на нападение, нарочно пугая их (к примеру, хлопая дверью) и отмечая изменение позы и поведения, спонтанно проявляемые ими в ответ. И, отталкиваясь от этого инстинктивного ответа, адаптируя и комбинируя этот ответ с техникой атаки и защиты, используемой в джиу-джитсу, он создал эффективную модель действия, новую защитную реакцию. Ученики первого набора потренировались всего три месяца. Через шесть месяцев без дополнительного обучения во время проведенной проверки стало ясно , что они все еще могли защитить себя, используя модифицированную джиу-джитсу.


Джиу-джитсу и самозащита

Основываясь на этом опыте, 27-летний Моше написал свою первую книгу «Джиу-джитсу и самооборона» (1931), первую книгу по самообороне на иврите. Многие люди придерживаются мнения, что генезис израильских боевых искусств (Крав-мага, КАПАП и др.) может быть отслежен от Моше Фельденкрайза как первопроходца в исследовании психологических аспектов боевых ситуаций и принципов обучения, а также основателя инстинктивных техник, изучаемых в Хагане. После переезда во Францию в 30-х годах Моше Фельденкрайз совместно с Миконосуке Каваиши также был связан с французским клубом джиу-джитсу .

Книга «Джиу-джитсу и самозащита» [Jujitsu and Self-Defense] оказалась катализатором одной из наиболее значимых вех в жизни Моше, ключевым моментом, благодаря которому в 1933 году в Париже произошла его встреча с профессором Дзигоро Кано, основателем дзюдо.


Кано и Фельденкрайз

Кано, который в это время приехал во Францию для демонстрации своего дзюдо, полистал книгу Фельденкрайза и, заинтригованный иллюстрациями к технике, захотел познакомиться с её автором. Во время встречи Моше показал свою оригинальную технику защиты от атаки с ножом. Моше также был восхищен концепцией Кано «сознание ведет — тело следует» как способом самообороны. Дзигоро Кано, покоренный живым интересом Фельденкрайза, решил сыграть на этом и доверил ему развитие и распространение дзюдо на Западе. И благодаря этому Моше Фельденкрайз стал одним из первых черных поясов по дзюдо в Европе.

Практическая деятельность Моше в области боевых искусств продолжалась с 1920 по 1952 годы — в Израиле, Франции и Англии. Его активность во французском клубе джиу-джитсу дала новое направление в обучении джиу-джитсу во Франции. Когда немцы захватили Париж, он бежал в Англию, где продолжил преподавать дзюдо и самооборону, а также опубликовал свои книги «Дзюдо: искусство атаки и обороны» [Judo – the Art of Defense and Attack] (1941), «Бой без оружия на практике» [Practical Unarmed Combat] (1942) и «Высшее дзюдо» [Higher Judo] (1952). Дзигоро Кано и его японские ученики были весьма благодарны ему за научный анализ дзюдо.


Фото Моше Фельденкрайза и Миконосуке Каваиши,
для книги «Дзюдо: искусство атаки и обороны»

В то время когда Моше обдумывал свою личную технику самообороны и анализировал принципы дзюдо, он успешно закладывал основы метода Фельденкрайза.

Моше представлял задачу дзюдо (и, возможно, для всех боевых искусств в широком смысле) как быть предельно эффективным в реальном времени и в реальности гравитационного поля с непредсказуемым противником [2]. Исследования, вероятно, продолжились бы в этом ключе, если бы не серьезная травма его колена.

Процесс поиска пути для восстановления функции своего поврежденного колена он начал с полноценного обзорного исследования двигательной активности человека, соединив свои личные знания физики и боевых искусств с такими дисциплинами, как анатомия, антропология, биохимия, теория обучения, нейрофизиология и психология. Его выводы не только позволили ему разрешить проблемы с коленом, но и прийти к общему улучшению качества движений как для него самого, так и для его друзей, с которыми он поделился своими изысканиями.

В этот момент оказалось, что разрабатываемый метод подходит не только для избавления от боли и дискомфорта, но также указывает общее направление развития, которое позволит людям проживать их жизни более полно. Когда части тела действуют слаженно, в большинстве случаев боль или дискомфорт исчезают или, как минимум, возможности избавления от боли увеличиваются. Этот подход с его комплексной работой над качеством движения включает связи между разумом и телом, что дает больший эффект, в отличие от попыток лечить локальную проблему в изоляции от остального тела. Этот подход хорошо работает и за рамками лечения. Это происходит благодаря обучению тому, как использовать своё тело лучшим, более эффективным способом. Вот почему этот метод так широко распространен среди атлетов, танцоров, актеров и высокоуровневых практиков боевых искусств.

Улучшая качество движения, следуя наиболее естественным методам обучения нашей нервной системы, работа по методу Фельденкрайза позволяет создать силу, скорость и мощь без усилий, только благодаря очень хорошо проработанному типу тренировки.

К примеру, когда мы смотрим на великого мастера боевых искусств, танцора или атлета, сразу же бросается в глаза то, что каждый из них двигается точно, просто, легко и грациозно, несмотря на то, что в то же время они сильны и резки. Многие ученики не способны быть такими, и практически все стараются прилагать излишние усилия. Смотря на эксперта, они пытаются сымитировать его или её движения, однако имитация внешних движений не приводит к выработке навыка. Метод Фельденкрайза работает с сущностью движения. Исследовать свои движения и прислушиваться к результатам — тот путь, где мы можем различить и отфильтровать то, что хорошо для нас, а что нет. И мы можем улучшить любую технику движения, интересующую нас. Обучаясь с непередаваемой простотой и скоростью, мы создаем фундамент для прочных, длительных и заметных изменений в своей жизни как в краткосрочной, так и в дальней перспективе.

Моше назвал этот тип телесной практики Осознаванием через движение (Awareness Through Movement — ATM), что отражает ключевую идею метода Фельденкрайза.


Моти Натив проводит урок Осознавания через движение

В интервью, транслировавшемся израильским телевидением [3], Моти Натив сказал: «Метод Фельденкрайза используется с тем, что мы называем Осознавание через движение. Наиболее значимый аспект метода — улучшение нашей способности обновлять и улучшать двигательные навыки путем помещения в условия, способствующие „учиться тому, как учиться“ на протяжении всей жизни. Ключевое слово — осознавание. Любое действие, которое мы совершаем, к примеру, как мы стоим или сидим, требует осознавания. Кстати, даже момент присаживания требует осознавания.»

Слова Моти Натива напомнили мне интервью с Моше Фельденкразом в передаче 70-х годов. Это интервью я увидел спустя годы моего обучения как преподавателя [4]. Моше и юный интервьюер сидели напротив друг друга, но в полностью противоположных позах. Интервьюер отметил эту разницу. Кстати, интервьюер выглядел сутулым и неуклюжим, Фельденкрайз сидел ровно, но не жёстко, в хорошем балансе. Несмотря на свой возраст, он походил на льва. В ответ на просьбу прокомментировать эту разницу Фельденкрайз сказал что-то вроде «благодаря тому, как вы сидите, вы должны страдать от болей в спине или шее, и, возможно, также от болей в коленях». Интервьюер побледнел... Фельденкрайз явно хорошо описал ситуацию. Однако Моше не остановился на этом: «Если волк войдет в эту комнату, я, вероятно, смогу спастись, пока вы, сидя так, как сейчас, не будете иметь времени для того, чтобы встать!» Изумительно! В нескольких словах он смог показать две свои духовные грани — целителя и воителя. Его критерии хорошего здоровья пересеклись с требованиями боевых искусств — быть хорошо подготовленным для действия и выживания, быть готовым к встрече непредвиденных перемен в непредсказуемой среде. Это что-то, что выходит за пределы правильной осанки и оптимального биомеханического функционирования. Эти критерии включают ощущение осознания, предчувствия и способности к инстинктивному ответу. Быть, как тигр, который пристально смотрит в ваши глаза, полностью и безоговорочно «здесь и сейчас».

Боевые искусства после достижения определенного уровня становятся тренировочной программой для обучения, как «чувствовать» и действовать. Воитель не рассуждает об осознании, он применяет его на практике. И Фельденкрайз принес все это в свою систему, которая является эффективной тренинговой программой, обучающей, как чувствовать, распознавать возможности и варианты, выбирать, внедрять в практику и отмечать, что лучше всего работает для вас. «Осознавание исцеляет», — так Стивен Шафарман сказал в названии своей великолепной книги [5].


Моше Фельденкрайз проводит урок в Амхресте в 1980 г.

Я хочу акцентировать, что предчувствие, осознавание, внимание, способность оставаться с ясной головой во время стресса или чрезвычайной ситуации, чувство защищенности в своем собственном теле, в своих собственных движениях, в своей собственной способности отвечать естественно в любых ситуациях, не только жизненно важно для практикующих боевые искусства людей или воинов, но однозначно востребовано каждый день в любой ситуации нашей жизни.

Моти Натив также сказал: «Мы взяли древние методы боя, которые люди изучали для использования на войне, и сейчас мы обучаем им из-за их образовательной составляющей. Мы учим людей становиться лучшими людьми».

Теперь, в наше время, необходимость развития себя как человека приобрела здравую направленность и на духовном, и на физическом уровне. Оба аспекта неразделимы. Моше разрабатывал собственный метод как работу над обучением и осознанием, когда вы сознаете, вы можете изучить что-то для всей своей жизни и открываетесь для перемен до того момента, когда сможете сказать: «Хорошо, это не очень полезно для меня, я могу сменить это на что-либо еще».

Мы можем себе позволить продолжать двигаться правильно и естественно даже в возрасте 50, 60 или 70 лет. Это не просто дикая мечта.


Рути Алон

Рути Алон, к примеру, мой учитель метода Фельденкрайза и программы «Кости для жизни» (Bones For Life), в свой 81 год двигалась изумительно и, похоже, что даже лучше с каждым прожитым ею годом. Вращаясь в обществе таких людей, как она, ставишь под сомнение многие мысли о старении.

Мне посчастливилось иметь такого учителя, как Рути Алон, в течение нескольких лет. Великий учитель Рути воплощала все, чему она учила, в своей жизни и практике. И она была для меня источником знаний и рассказов очевидца о Моше Фельденкрайзе и разработке метода.

Коснувшись этой темы, я вспоминаю, как однажды, на втором году моего обучения как преподавателя метода Фельденкрайза, Рути Алон рассказывала нам о своем опыте в начале 1970-х, когда она пять недель находилась на Гаваях, где обучала методу Фельденкрайза. На острове было очень хорошее додзё, где тренировали айкидо, так что она выработала привычку появляться каждое утро и очень энергично тренироваться. Однажды она захотела показать учителю вещи, которые мы делаем в методе Фельденкрайза, поэтому она растянулась на полу и начала делать некоторые движения из уроков ATM. Однако каково было ее удивление, когда учитель сказал ей: «Нет, нет, нет. У тебя нет энергии! У тебя нет ки! Однако у твоего учителя было ки!»

В это время Рути было немногим больше сорока лет и она была уже одна из наиболее одаренных преподавателей метода Фельденкрайза, на переднем крае исследований высших нюансов и возможностей применения движений. Эти слова вели ее годами, став стимулом продолжать ее исследования в направлении той трудно уловимой внутренней сущности, которая, возможно, имеет отношение к тому, что японцы называют ки, и которая несомненно привела к созданию ее «Костей для жизни», программы перестройки позы и укрепления костей через движение, на основе стратегии обучения, разработанной Фельденкрайзом. И теперь Рути выглядит более сильной, более сбалансированной и более активной, чем в прошлом, несмотря на тот факт, что сорок лет прошло со времени встречи с мастером айкидо. Если мы тщательно проанализируем программу «Кости для жизни», мы заметим, что она выходит за рамки укрепления костей. Эта польза скорее становится одним из странных побочных эффектов от еще более амбициозной задачи...


Морихэй Уэсиба (создатель айкидо) молится на Гавайях.
Фото начала 70-х.

Мастер айкидо мог видеть правду: у Фельденкрайза была ки, то волшебное слово, которое очаровывало или приводило в замешательство нас, западных людей, однако было так близко культуре Дальнего Востока. Кстати, Фельденкрайз, с его глубочайшим опытом в восточных боевых искусствах и его уроками с великими японскими мастерами, знал и применял в обучении и практике дзюдо концепцию и принципы ки и дыхания сэйка-тандэн. Однако такие концепции, которые хорошо вписываются в культуру и близки японцам или китайцам, очень тяжело эффективно перенести на западную культуру. Поэтому он сделал выбор в пользу того, как пересказать эти идеи в терминах движения, на уровне мышц и нервов, изменений и улучшений в нервномышечной организации. И, возможно, этот путь постановки вопроса не вдохновит людей, мечтающих о волшебных вещах вроде ки или ци. Но это работает — и как! — благодаря этому, до того как он полностью закончил изучение и разработку своего метода, он тренировал несколько учеников (некоторых в солидном возрасте), которые в конечном счете стали вровень с теми, которые достигли уровня наличия ки. Кстати, Дзигоро Кано лично и Коизуми (автор предисловия к книге Фельденкрайза «Высшее дзюдо») всегда соглашались с Фельденкрайзом в его выборе фраз для формулировки тех ощущений, которые более понятны людям, выросшим в западной культуре.

Боевой дух Моше Фельденкрайза глубоко внедрен в его систему. И основательно представлен также в исследованиях, которые он проводил по «внутренней структуре боевых искусств», тому типу внутренней организации, которая позволила старым мастерам, даже в преклонном возрасте, побеждать учеников, моложе и физически намного более сильных, чем они. Эти соображения, и многие другие, повторно открывают боевые корни метода Фельденкрайза, весьма полезного для каждого человека, на любом уровне развития. Очевидно, что есть еще много положительных сторон применения метода Фельденкрайза. Однако их очень много для любого, кто занимается боевыми искусствами или любой другой деятельностью, связанной с движением, от танцев до спорта, или того, кто просто хочет чувствовать себя здоровым и быть в хорошей форме.

Конечная цель метода Фельденкрайза соотносится с тем, как мы можем стать лучше в своем развитии как люди. И движение является идеальным инструментом для изучения этого направления...


Источник

Раздел статьи: Интересное
Люди в статье: Фельденкрайз Моше
Темы: Айкидо, Боевое искусство, Движение, Джиу джитсу, Дзюдо, Осознание, Осознанность

Поделиться:

Реклама