Жертвенник - это...

I ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Словом "Ж" ВЗ передает (за искл четырех случаев) значение евр понятия мизбеах - "место, где совершаются жертвоприношения" Ж не является типично израил или библ явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов Как освящ место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж представляет собой место культового общения с божеством Согласно Библии, первый Ж был воздвигнут Ноем по окончании потопа (Быт 8:20); возм, что уже жертвы Каина и Авеля в Быт 4 указывают на наличие Ж Предназнач в жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (см Жертва) возлагались на Ж и чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву Уже в III тысячел до РХ подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте Ж был принадлежностью каждого см Храма, любого места отправления культа (см Дубрава см Высота), но имелись Ж и для личного или семейного пользования Вероятно, Ж возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж, к-рые они воздвигали (см Быт 12:7 и след; 13:18; 26:25; 35:1) Ж устраивались преимущественно на высотах и в рощах Как места встречи с божеством они родственны маццевам (см Памятник, памятный знак), воздвигнутым камням, в к-рых видели материальный образ божества Об одном из таких камней-памятников говорится, напр, в Быт 28:18 и далее - в рассказе об Иакове Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж это не относилось
II ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ
А КАМЕННЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ ЖЕРТВЕННИКИ
Каменные и земляные жертвенники являются первонач формой Ж Земляной Ж представлял собой насыпное сооружение из камней и глины, как правило, в форме низкого, до 0,7 м выс, прямоугольного стола В Сихеме был найден такого рода земляной Ж, выс 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж найденные каменные глыбы (см Суд 6:20; 13:19; 1Цар 6:14; 14:33) На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в к-рые, вероятно, помещали приношения Исх 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж, в то же время отесывание камней для Ж запрещается в ст 25 (Втор 27:5 и след; Нав 8:31 и след) Там сказано, что отесывание оскверняет камни В 3Цар 18:31,32 упоминается Ж из 12 камней "по числу колен сынов Иакова" Приставлять ступени к Ж, как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, "дабы не открылась при нем нагота твоя" (Исх 20:26) На поверхности Ж, в середине, а у более поздних Ж - по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества Подобного рода небольшие вертик выступы ("роги"), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж всесожжения для скинии (Исх 27:2) Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж (Ам 3:14) У израильтян действовало установление, согл к-рому совершившему непреднамер убийство предоставлялась божеств защита, если он схватится за роги алтаря (Исх 21:13 и след; 3Цар 1:50; 2:28)
БЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ
Жертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее - в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью (Исх 27:1 и след), к-рый предположит наполнялся камнями или землей Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс - 3 локтя (локоть "по прежней мере" = 52,5 см) До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на к-рую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены)
Согл 2Пар 4:1, Ж всесожжения, установленный на внешнем дворе храма Соломона, имел 20 локтей в дл и в шир и 10 локтей в выс В то же время в 3Цар 8 и след размеры этого Ж точно не указаны, и лишь упоминается, что он годился только для обычных жертвоприношений (3Цар 9:25) Для большого жертвоприношения в день освящения храма царь освятил "среднюю часть двора" (3Цар 8:63 и след) При восстановлении храма после вавил плена, согл Езд 3:3, Ж был возведен на фундаменте прежнего Ж Размеры Ж, указ Иезекиилем (Иез 43), предполагают, что он имел кубич форму Площадь его основания составляет 9,5 х 9,5 м, площадь поверхности 6,3 х 6,3 м, а общая выс 5,25 м (длина упомянутого здесь локтя равна прим 52-53 см) Согл 4Цар 16:10-16, Ахаз приказал соорудить (ступенчатый ?) Ж по дамасскому образцу О Ж всесожжения из храма Ирода мы узнаём из трудов евр историка Иосифа Флавия Это было кубич сооружение из неотес камней, имевшее 15 локтей в выс при площади основания 50 х 50 локтей, в то время как из других источников следует, что этот Ж был выс 6 локтей и с основанием 30 х 30 локтей
В ЖЕРТВЕННИКИ КУРЕНИЯ
Таковые обнаруживаются довольно часто, и есть свидет-ва их существования с очень древних времен Известны четырехугольные глиняные или черепичные подставки (Ис 65:3), относящиеся к бронзовому веку Их высота достигает 1 м, площадь поверхности составляет всего несколько сантиметров (напр, 7 х 9) В железном веке она расширяется до 20 х 30 см Подобные Ж находят и в жилищах Однако, в соотв с Чис 16:40, воскурение благовоний пред Господом было исключит правом священников, потомков Аарона В 3Цар 7:48 упоминается обшитый золотом Ж (курения), предназнач для храма, в то время как проект Иезекииля (Иез 43) его не предусматривал Подобный Ж курения для скинии должен был иметь в выс 2 локтя, и по одному локтю в дл и в шир Он также имел роги в четырех углах, был обшит тонким листовым золотом и украшен золотым венцом Он должен был помещаться перед завесой, закрывавшей ковчег завета, и Аарон обязан был каждое утро и каждый вечер приносить на нем жертву курения Раз в год для очищения Ж его роги следовало смазывать кровью очистит жертвы (Втор 30:1-10)Соломон также распорядился установить в храме Ж курения перед Святое Святых(3Цар 6:22; Ис 6:6) Согл Лк 1:11, такой Ж был и в храме Ирода
III В НОВОМ ЗАВЕТЕ
НЗ о Ж говорится в связи с ВЗ (Мф 23:35; 1Кор 9:13) и в связи с тогдашним храмом (Мф 23:18), но в большинстве случаев он упоминается только как образ(Евр 13:10) или как элемент в образных изображениях Откровения (Откр 6:9; 8:3,5 и др) Причем очевидно, что после того, как Господь принес единоврем и окончат жертву искупления на Голгофе (Евр 7:27; в ст 12 и след определенно говорится об упразднении Ж), речь уже не идет о собственно Ж Ср также с Ж Зевса в Пергаме











Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
в православном храме – четырехугольный стол, накрытый покрывалом, стоящий у стены слева от престола в северо-восточной части алтаря На нем совершается проскомидия, стоят священные сосуды, и сам жертвенник считается священным местом. Синоним – Предложение.
Библейская энциклопедия
Жертвенник, Алтарь (Быт. VIII, 20) — строение, исключительно предназначенное для принесения Богу жертв. Хотя жертвоприношения существовали и до потопа, но слово жертвенник в первый раз употреблено в Библии по выходе Ноя из ковчега. Сооружение жертвенников в связи с призыванием...
Словарь церковных терминов
- стол, на котором совершается проскомидия - готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре слева от горнего места.

Поделиться:

Реклама