Заучивание - это...

Заучивание — мнемонический прием, обеспечивающий осознанное воспроизведение информации в результате ее многократного предъявления. С этим приемом запоминания информации все знакомы со школьной скамьи. Однако за обыденностью приема не замечается загадочность того, почему многократное предъявление одной и той же информации способствует ее запоминанию. Стандартное представление — "происходит укрепление следов в памяти" — методологически дефектно, поскольку предположение о существовании физиологического процесса укрепления обосновывается как раз теми же фактами, для объяснения которых оно было создано. Оно не объясняет известных фактов, не предсказывает новых и ведет к логическим противоречиям. Если испытуемому предъявить для З. ряд знаков, превышающий возможности безошибочного воспроизведения, то при следующем предъявлении того же ряда ранее не воспроизведенные знаки не являются для испытуемого субъективно новыми, т. е. человек их как-то помнит, но не может воспроизвести. Эксперименты убедительно показали, что мозг хранит в своей памяти гораздо больше информации, чем человек способен осознать и воспроизвести. Многие выдающиеся исследователи (И. Гербарт, С.С. Корсаков, З. Фрейд, А.Н. Леонтьев и др.) даже утверждают, что в памяти вообще хранится вся когда-либо поступившая в нее информация (Е.Н. Соколов добавляет: с отметкой о времени ее поступления). Г. Эббингауз создает специальный метод регистрации "ушедших из сознания", но хранимых в памяти знаков — метод сбережения. Таким образом, можно предположить, что уже после одного предъявления длинного ряда знаков все (или, по крайней мере, почти все) знаки сразу запоминаются, т. е. хранятся в физиологической памяти. Другое дело, что механизм сознания принимает решение не все из них осознавать, т. е. осуществляет негативный выбор (см.

Психологическая энциклопедия
- организованное повторение информации с целью запоминания.

Поделиться:

Реклама