Велльхаузен - это...

ВЕЛЛЬХАУЗЕН (Wellhausen) Юлиус (1844—1918) — немецкий библеист и семитолог. Родился в семье лютеранского священника. Профессор теологии в Грейфсвальде (1872—1882), затем профессор востоковедения в Галле (1882—1885), Марбурге (1885—1892) и Гёттингене (с 1892). Основные работы: "Введение в Ветхий Завет" (1878), "История Израиля" (1878), "Композиция Шестикнижия" (1889), "История Израиля и Иудеи" (1894). В них В., следуя методике библеистов К. Графа и А. Кюнена, сформулировал основные положения т. н. документальной гипотезы, или теории источников, касающейся становления Библии и явившейся эпохальной в развитии библеистики. Согласно В., основными источниками Шестикнижия (термин, введенный им самим), т. е. Пятикнижия (см. Тора) и Книги Иисуса Навина (см. Йеѓошуа бин Нун), являются следующие: 1) Йаѓвист, или Яхвист (Jahwist, сокращ. — J), в котором Бог именуется через Тетраграмматон — YHWH (научная реконструкция — Йаѓве, Яѓве; в русской традиции — Ягве и Яхве); 2) Элоѓист, или Элохист (Elohist, сокращ. E), в котором фигурирует именование Элоѓим; 3) Девтерономист — источник, связанный с Книгой Второзакония [см. Деварим, Тора] (греч. Deiteronomion, отсюда — Deuteronomist, сокращ. D); 4) Жреческий кодекс (Priestercodex, сокращ. P). В. полагал, что древнееврейская религия последовательно развивалась от анимизма эпохи Патриархов к этическому монотеизму пророков, что и отражается в последовательности возникновения источников: J — первичный источник Пятикнижия (10—9 вв. до н. э.); E (9—8 вв. до н. э.) несет признаки формализации веры и ее институционирования; D возник незадолго до Вавилонского плена, во время реформ царя Йошияѓу, или Иосии (конец 7 в. до н. э.); P, наиболее полно представленный в Книге Левит (см. Тора), сложился во время Вавилонского пленения (см. в ст. Танах, Тора) или вскоре после него, т. е. в 6—5 вв. до н. э., и является своего рода конституцией теократического еврейского государства, зависимого от Персидской империи. В 20 в. многие положения теории В. были подвергнуты критике и переоценке исследователями Библии, в т. ч. У. Кассуто, Й. Кауфманом, М. Сегалом и др. В. также плодотворно занимался исламом и доисламской историей арабов. О концепции В. и ее критике см. также Тора.


Поделиться:

Реклама