Василий Великий - это...

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, святой (ок. 330—379) — архиепископ Кесарийский (с 370), Отец и Учитель Церкви (см. Учителя Церкви). Входит в число "трех святителей", в честь которых был учрежден известный христианский праздник. Во время гонений римского императора Диоклетиана на христиан дед его со стороны матери был лишен жизни, а дед со стороны отца, по свидетельству Григория Назианзина, вместе со всем семейством в течение семи лет скрывался в лесах Понта. Согласно И. В. Попову, В. В. был практическим деятелем, и вопросы догматические сами по себе мало его интересовали; его учение о Св. Троице было направлено к сближению не доверяющих друг другу православных. Заслуга В. В. в истории догматов состоит в том, что им была окончательно определена троичная терминология, принятая Церковью. По своему воспитанию и связям В. В. принадлежал к той идейной партии Востока, которая, относясь с уважением к Оригену и чуждаясь термина "Единосущный" как не содержащегося в Св. Писании (см. Библия), признавала Сына Божьего во всем и по существу подобным Богу Отцу. Староникейская троичная терминология (одна сущность, одна ипостась и три лица), сохраненная последователями Евстафия в Антиохии, не удовлетворяла В. В. Из нее проистекал вывод: Бог один по ипостаси и троичен в лицах, или одно и то же Божественное Существо открывается то в образе Отца, то в образе Сына, то в образе Св. Духа. В своем учении о Св. Троице и в своей терминологии В. В. старался избежать двух крайностей: "савеллианского" слияния лиц и "арианского" разделения их. Взаимное отношение лиц Св. Троицы В. В. выражает формулой: Бог один по существу и троичен по ипостасям. Термин "ипостась" В. В. понимает в смысле аристотелевской "отвлеченной сущности". По его определению, сущность есть родовое понятие, а ипостась — понятие, обозначающее индивидуальную особенность. То есть: Павел, Силуян, Тимофей, поскольку они отличаются друг от друга, суть ипостаси, но поскольку они имеют общие человеческие свойства, они принадлежат к одной сущности "человек". Каждое лицо Св. Троицы, по В. В., обладает равными Божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, мыслимыми в понятии "Бог". Поэтому они едины по существу. Но каждое из них есть в то же время и отдельная ипостась, потому что обладает свойствами, отличающими его от других лиц: Отец, не имея в ком-либо другом причины бытия, рождает; Сын рождается; Св. Дух есть освящающая сила. Соответственно этому термин "ипостась" В. В. понимал в смысле полного подобия по существу, как полуариане. Слабая сторона терминологии В. В. заключалась в том, что она могла возбуждать упрек в троебожии. На этот упрек В. В. отвечал, что три ипостаси не разделяют Единое Божество на три Бога, потому что Отец, Сын и Св. Дух: 1) не разделены пространством; 2) не разделены временем, так как они совечны; 3) не разделены произволением, так как согласны между собою в хотении; 4) не разделены различием свойств, так как подобны друг другу до безразличия. Наконец, к существу простому и бестелесному, по мысли В. В., неприложимо понятие числа. Поэтому в собственном смысле нельзя говорить ни о Едином Боге, ни о трех богах по числу. Бог един "не числом, а естеством". В. В. признавал Божество Св. Духа и Его равенство с Отцом и Сыном, но делал некоторые уступки для колеблющихся — по отношению к ним он стоял на точке зрения определения Александрийского Собора (362), постановившего принимать в общение всех, признающих никейский символ и давших обещание не называть Св. Духа "тварью".


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(ок. 330-379) - епископ Кесарии Каппа-докнйской (М. Азия), один из отцов церкви, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. В. В. разработал вариант литургии, регламентировал правила монастырской жизни. Он является автором «Шестоднева», в к-ром...
Философский словарь
вместе с братом своим, св. Григорием Нисским, и своим другом св. Григорием Назианзином (Богословом), был представителем Каппадокийской школы православного богословия, занимавшей среднее, примирительное положение между школами Антиохийской и Александрийской. родился в Кесарии...

Поделиться:

Реклама