Уинтроп Джон - это...

УИ́НТРОП Джон (1588—1649) — теолог-конгрегационалист, религиозный и политический деятель. Из английской семьи богатых землевладельцев. Получил образование в Кэмбридже и занимался юридической практикой. Участвовал в парламентской оппозиции. Будучи ревностным пуританином, считавшим своим долгом перед Богом противостояние католической экспансии в Северной Америке, У. организовал большую переселенческую экспедицию протестантов в Новую Англию. Здесь была основана Массачусетская колония, губернатором которой стал У.Пересекая Атлантику в 1630 г., У. произнес проповедь "Образец христианского милосердия", ставшую своего рода программой построения богоизбранного общества на американской земле. Ключевое понятие проповеди— "Город на холме" (Ис. 2:2—3, Мф. 5:14 — английские версии Библии используют слово, переводимое как "холм", в русском Синодальном переводе — "гора"). Это будет образцовое воплощение избранными воли Бога. Оно станет оплотом спасительной веры, где найдут пристанище все "блаженные духом".Образование и развитие американского общества У. видел как священное предприятие, создание нового Сиона, который будет центром царствия Бога на земле. Теологию У. отличала манера символического истолкования любых природных и социальных событий в жизни переселенцев как божественных указаний. В своем дневнике ("Журнал Уинтропа" 1630—1649 гг., полностью был опубликован на рубеже XVIII—XIX вв.) он описывает историю пуританских поселений, их борьбу с лишениями и духовными смутами, в аналогиях картинам библейского ветхозаветного исхода.В управлении колонией У. также руководствовался теологически осмысленной библейской мотивацией. Он разделял идею Кальвина о сосуществовании "видимой" и "невидимой" церквей. К "невидимой" принадлежат предызбранные к спасению. Но так как достоверно обнаружить таковых невозможно, то все уверовавшие во Христа полагают себя в этом качестве и образуют "видимую" церковную структуру. Лидерство в ней должно принадлежать тем, кто признан конгрегацией как наименее склонный к греху — "святым". Их благочестие еще не является знаком спасения, но все-таки указывает на его высокую вероятность (т. н. "санктификация"). Они же могут составлять и органы гражданского управления — магистраты, поскольку церковь воплощает истину Бога на земле, а это предполагает создание определенного общественного устройства. Таким образом реализуется ковенант — соглашение между Богом как верховным правителем и человеческим обществом.Идея совмещения мирского и церковного начал обусловила теократическую тенденцию в административной деятельности У. Отсюда следовала его непреклонность в осуждении несогласных с особой ролью "святых" в обществе, как это было, например, на бостонском процессе по делу Энн Хатчинсон в 1637—1638 гг.Теологическая концепция провиденциальной миссии строителей "нового Ханаана" рассматривала религиозное разномыслие как происки диавола, препятствующие воздвижению "Города на холме". В дальнейшем этот круг взглядов У. был воспринят теорией и практикой американского фундаментализма протестантского.


Поделиться:

Реклама