Тримурти - это...

[др.-инд. trimurti, «тройственный образ» или «обладающий (-ая) тремя обликами»], в индуистской мифологии божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы, мыслимых в онтологическом и функциональном единстве. Представления о Т. сложились сравнительно поздно, в эпоху пуран, однако сама идея троичности божественных сил прослеживается с древнейших слоев древнеиндийской мифологии. В ведах боги нередко объединяются в группы, в т. ч. по трое, например Агни - Индра (или Ваю) - Сурья. В «Махабхарате» сам Агни провозглашается имеющим три ипостаси (огонь - молния - солнце) - создателем, разрушителем и хранителем мира (напр., Мбх. I 220, 22 след.); большую роль играют и другие троичные структуры.
В эпосе Врахма, Вишну и Шива - главные боги, но идеи их триединства ещё нет, хотя и можно найти отдельные её предвосхищения. Развёрнутое описание Т. (в различных вариантах) дают пураны: Брахма - творец мира, Вишну - его хранитель, Шива - разрушитель. В духе философской системы санкхья три бога рассматриваются как воплощения трёх гун (качеств): Брахма - это раджас (страстность, активность, действенность), Вишну - саттва (ясность, уравновешенность, сознательность), Шива - тамас (пассивность, бессознательность, инертность). В развитие этой философской концепции три бога, как и три гуны, провозглашаются проявлениями единой сути (пракрити). Различные теистические секты толкуют Т. как три ипостаси единого верховного бога, который в таком случае обычно получает имя одного из членов триады (чаще всего Вишну - Нараяны или Шивы, реже Брахмы) и объединяет в одном лице три функции (творения, хранения и разрушения).
На скульптурных изображениях члены Т. или стоят рядом друг с другом (памятники Эллоры и др.), или тела их как бы вырастают одно из другого (южноиндийские шиваитские храмы).
Прежде за Т. ошибочно принимали изображения Шивы-Махешвары (напр., на острове Элефанта около Бомбея) с тремя лицами, соответствующими трём собственным ипостасям этого божества.
Лит.: Тюляев С. И,, Развитие образа Шивы от древней к средневековой эпохе (II в. до н. э- - XII в.), в кн.: Искусство Индии. Сб. статей, М., 1969; Kirfel W., Die dreiköpfige Gottheit, Bonn, 1948; Banerjea J. N.. The so-called Trimurti of Elefanta. Arts Asiatiquesi, 1955, t. 2, № 2, p. 120-26; Rajan К. V. S., Trinity in sculpture,




Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. три образа), божественная триада: Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохранения и разрушения Вселенной и мыслимая как единое целое. Воплощает в себе идею троичности и триединства божественных сил. В иконографии изображается в виде трех...
Энциклопедия "Религия"
ТРИМУРТИ — в индуизме — божественная троица: Брахма — созидатель мира, Вишну — его хранитель, Шива — разрушитель.
Философский словарь
(Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в "Ведах" ни Брама, ни Шива неизвестны, и ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и...
Философский словарь
(от санскр. - 3 образа, лица) — в индуизме и брахманизме 3 ипостаси единого и безличного космич. духовного начала — брахмана, выражающие 3 его осн. функции: Брахма - бог -созидатель Вселенной, Вишну - сохранитель всех миров и Шива — их разрушитель.
Словарь индуизма
((имеющий) три образа) - божественная триада Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохранения и разрушения вселенной и мыслимая как единое целое. Воплощает в себе др. идею троичности и триединства божеств, сил. Разл. секты и учения толкуют Т. по-...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Букв., «три лика», или «тройная форма» - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в «Ведах» ни Брама, ни Шива неизвестны, и ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи...
Словарь символов
Тройственное проявление сил. В индуизме это Брахма как Творец, Вишну как Хранитель и Шива как Разрушитель; а также Шива в трех его проявлениях как Творец, Хранитель и Разрушитель, порождающий, поддерживающий, завершающий. Она может быть изображена как Черепаха, как Земля с...

Поделиться:

Реклама