Трансактный анализ - это...

Трансактный анализ (от англ. transaction — сделка) — психотерапевтический метод, предложенный американским психиатром Эриком Берном (Eric Berne). Теория Т. а. содержит четыре основных раздела: (1) структурный анализ — теория личности, основным понятием которой является "Эго-состояние"; (2) Т. а. в узком смысле — теория социального действия, основное понятие которой ("трансакция") дало название всему направлению;

(3) анализ игр — манипулятивных межличностных взаимодействий, служащих для подтверждения установок, сложившихся у человека в ранний период развития;

(4) сценарный анализ (скрипт-анализ) — теория личностного сценария, складывающегося нередко в результате родительского программирования.

Т. а. — теория, рожденная практикой и положенная в основу терапевтической системы, пригодной как для групповой, так и для индивидуальной терапии. Сильной стороной Т. а. является установление общего языка с клиентом, облегчающим психотерапевтический контакт.

Методологической основой Т. а. является концепция Эго-состояний. Ей соответствует схема: "Родитель — Взрослый — Ребенок" (вступая во взаимодействие, Эго человека находится в одном из этих трех состояний). Эго-состояние "Родитель" обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество; содержит нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Эго-состояние "Родитель" содержит и автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: "заботящийся" (советы, поддержка, опека и т. п.) и "контролирующий" (запреты, санкции и т. п.). Эго-состояние "Ребенок" — это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах: "естественному Ребенку" свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности; "адаптированный Ребенок" (та часть личности, которая желает быть принятой родителями и боится отвержения с их стороны) представлен такими разновидностями, как "бунтующий" (против Родителя), "соглашающийся" и "отчуждающийся". Эго-состояние "Взрослый" включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость; функционирует "здесь-и-теперь" и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.

Важнейшим положением теории Эго-состояний является тезис о "переключении" или переходе активности от одного Эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок (в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться более чем одно Эго-состояние). Обмен стимулами — реакциями между Эго-состояниями общающихся людей Берн назвал "трансакцией". Был разработан анализ человеческого взаимодействия по этим элементарным составляющим, подразделяемым на три основных типа: (1) дополнительные трансакции — когда Эго-состояние, пославшее стимул, совпадает с Эго-состоянием, дающим ответ (например, "Сколько времени?" — "15.22" — трансакция Взрослый — Взрослый); (2) перекрестные трансакции — конфликтные взаимодействия, когда стимул посылается к одному Эго-состоянию, а отвечает другое (например, "Сколько времени?" — "Следовало бы иметь свои часы", т. е. Взрослый обращается к Взрослому, а в ответ Родитель укоряет Ребенка); (3) скрытые трансакции, содержащие дополнительный психологический план взаимодействия (классический пример: муж на пыльном столе пишет пальцем "Я тебя люблю"; открытый уровень этой трансакции — обращение Ребенка мужа к Ребенку жены, скрытый — Родительский выговор за непорядок; ответить может "Ребенок" жены — "Как это мило с твоей стороны", либо "Взрослый" жены — она начинает уборку в квартире, либо "Родитель" жены — "Вечно ты меня попрекаешь". Причем в первом случае жена реагирует на открытый уровень, а в двух других — на скрытый; впрочем возможно и сочетание — убрать все, оставив пыльное пятно, на котором приписать "И я тебя люблю").

Скрытые трансакции (включают более двух Эго-состояний) составляют тип человеческих взаимоотношений, названный Берном "игры". Под игрой Берн понимал серию скрытых трансакций, содержащих некий "подвох" и сводящих общение к определенному, повторяющемуся раз за разом исходу, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится. Игры могут быть "хорошими", когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и "плохими", когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: "супружеские игры", "игры в кабинете врача", "игры преступного мира", "игры жизни" и т. д. Целью анализа игр является осознание игровых механизмов и избавление от деструктивных игр, альтернатива которым — истинный межличностный контакт, субъект-субъектные отношения, на языке Берна — близость (intimacy).

Изучая игры (а описано их было около 200), Э. Берн отметил, что игровое поведение служит для подтверждения давно принятых решений о том, как нужно существовать в этом мире. В основе многих игр лежат скрипты, или "скрипт-программы" жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в Эго-состоянии "Ребенок", плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. В результате программирующего влияния воспитывающего взрослого ребенок в ранний период своего развития принимает кардинальные решения, не подлежащие, как правило, существенному пересмотру в дальнейшем, на основе которых формируется сценарий всей жизни человека (сценарий — это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть). Описан ряд типичных для клиентов психотерапевта сценариев: "Сценарий Сизифа", "Сценарий Красной Шапочки" и др.

Целью Т. а.-терапии является выведение клиента за пределы сценария и принятие им осознанных взрослых решений о том, как строить свою жизнь. Психотерапия, разработанная Берном на основе Т. а., призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а. является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

В основе практики Т. а. лежит контракт, в котором оговариваются условия работы психотерапевта с клиентом.

В 70-е гг. ученики Э. Берна создали ряд ценных теоретических концепций и практических разработок. Клод Стайнер (Claude M. Steiner) и Роберт Гоулдинг (Robert L. Goulding) продолжили разработку сценарной теории, Ричард Эрскин (Richard G. Erskine), Петрушка Кларксон (Petruska Clarkson), Карло Мойсо (Carlo Moiso) и др. развивают теорию личности.

В Т. а. созданы также несколько психодиагностических методик. На основе предложенного Джоном Дьюзи (John Dusay) приема построения эгограмм, Н. Р. Хейер (N. R. Heyer) разработал опросник: "Личностный профиль Эго-состояний". Кэтрин Б. Уильямс (K. B. Williams) разработала методику по "Контрольному списку прилагательных", а Ральф Дж. Тернер (R. J. Turner) предложил трансактную проективную рисуночную методику. Разработанные для диагностики Эго-состояний и их форм вербальные методики определяют развитость, "энергетическую наполненность" Эго-состояний и их форм. Несмотря на свою распространенность, эти методы подвергаются критике как клиницистами, так и теоретиками Т. а. за узкий подход, не учитывающий особенностей отношений между Эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике Эго-состояния дает разработка проективных, в частности, рисуночных методик, а также метод трансактной реинтерпретации личных опросников (например, опросников Р. Кеттела, MMPI и др.). В России В. А. Петровским предложен метод трансактной реинтерпретации личностных опросников. В настоящее время Т. а. получил распространение не только в психотерапевтической практике, но и при обучении менеджеров, педагогов, социологов и др. Активно используется концепция Т. а. в социально-психологическом тренинге, в нейро-лингвистическом программировании и др. современных направлениях практической психологии.

Л. А. Карпенко, В. К. Калиненко


Определения, значения слова в других словарях:

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Трансактный анализ [лат. transactio — соглашение, сделка] — направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний), 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на...
Психотерапевтическая энциклопедия
        Создателем Т. а. является американский психиатр Берн (Berne E.). Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего...
Психологическая энциклопедия
Создателем Т. а. является американский психиатр Берн (Berne E.). Согласно его концепции, человек запрограммирован "ранними решениями" в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по "сценарию", написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей...

Поделиться:

Реклама