Собор в Тронхейме - это...

Тронхейм — первая столица Норвегии. Тысячу лет назад, в 997 году, этот город, расположенный в устье реки Нид, был основан легендарным вождем викингов Олафом Трюггвассоном, который выстроил здесь свой дворец. Благодаря выгодному географическому положению город быстро превратился в важный торговый центр. Король Олаф II Харальдсон (1016—1030 гг.), принявший христианство, возвел здесь небольшую церковь, посвященную святому Клименту.

Прославившийся как ревностный борец с язычеством, король Олаф в 1030 году пал в битве при Стиклестаде и был погребен у алтаря построенной им церкви в Тронхейме. В историю Норвегии он вошел как Святой Олаф, защитник христианства. Паломничества к его могиле начались уже вскоре после его смерти, а в XII—XIII веках они уже приобрели огромные масштабы. Тронхейм стал духовной столицей Норвегии, постоянным — вплоть до 1537 года — местом пребывания архиепископов.

После гибели Олафа его сын выстроил над могилой отца скромную деревянную часовню. В 1070 году на ее месте началось строительство большой каменной церкви. Работы велись медленно. Построенные к началу 1180-х годов части здания подверглись кардинальной реконструкции после того, как архиепископ Эйштейн Эрландсон, три года проведший в Англии и присутствовавший при строительстве хора Кентерберийского собора, приказал внести значительные изменения в проект собора в Тронхейме, перестроив его в духе вошедшей в моду готики. Все работы завершились к 1320 году.

Собор в Тронхейме — крупнейшая готическая постройка в Норвегии. Жители Тронхейма уверены, что их собор — самый красивый в Скандинавии, и оспаривать их, пожалуй, не возьмется никто. Впрочем, свой современный вид храм приобрел после тщательной и очень сложной реставрации, начавшейся в XIX столетии и завершившейся лишь в 1930-х годах. А до этого были столетия бед, разорений и запустения...

Тяжелый удар собору нанесла Реформация. Он был буквально опустошен, все декоративное убранство уничтожено. Войны и пожары последующих лет регулярно наносили храму новые удары, и хотя последствия очередной напасти всякий раз пытались исправить, это не могло остановить начавшийся процесс разрушения. Лишь в XIX столетии всплеск национального самосознания пробудил в норвежцах интерес к национальной святыне. На то, чтобы восстановить храм во всей его первозданной красе, потребовалось почти полвека.

Как в планировке, так и в конструкции сводов Тронхеймский собор тесно связан с английской строительной традицией — это результат влияний, принесенных из Кентербери. Богатое скульптурное убранство западного фасада — библейские сюжеты, статуи норвежских королей и епископов — восстановлено в ходе реставрации 1900-х годов. От первоначальных скульптур, к сожалению, уцелела лишь ничтожно малая часть.

Похожим образом обстоит дело и с художественными сокровищами внутри собора. В эпоху Средневековья в храме хранилось множество выдающихся произведений искусства, однако в последующие годы все они были утрачены. Единственное исключение — чаша из позолоченного серебра (ок. 1520—1530 гг.) и массивный сундук (1304 г.), в котором некогда хранились облачения каноников собора. За последние 150 лет храму были пожертвованы множество замечательных произведений искусства, некоторые из них исполнены ведущими норвежскими художниками. Эти творения, наряду с большим количеством скульптуры и богатством отделки интерьеров, вносят свой вклад в роскошное художественное оформление собора.

Подобно готическим соборам Северной Франции, Тронхеймский храм наполнен светом, льющимся через многочисленные окна. В геометрическом рисунке витражей преобладают красный и желтый цвета. Протяженный центральный неф сооружен в 1240—1280-х годах. Его тонкие пучковые колонны завершаются резными капителями и служат опорами для стрельчатых арок. Трансепт относится к более раннему периоду (1150-е гг.). Он несет на себе отпечаток романского стиля и его массивные опорные столбы резко контрастируют с готическими колоннами центрального нефа. Каменная преграда, отделяющая хор от восьмигранной капеллы-октагона, украшена изящными колоннами и тонким резным узором.

Примыкающая к хору с востока большая восьмигранная капелла Святого Олафа с высокими стрельчатыми окнами представляет собой главную достопримечательность собора. Согласно преданию, ее алтарь стоит над местом погребения святого Олафа. Драгоценная рака, в которой хранились останки короля, была похищена во времена Реформации, однако сами мощи оставались в соборе до начала войны с Данией в 1560-х годах. Для большей сохранности они были захоронены в кирпичном склепе, однако местонахождение этого склепа до сих пор определить не удалось. Даже реставрационные работы, предпринятые на рубеже XIX—ХХ веков, не прояснили ситуацию.

Находящийся сегодня в часовне беломраморный алтарь работы скульптора Пауля Бо — дар короля Швеции и Норвегии Оскара II, который короновался в Тронхеймском соборе в 1873 году. В его центре помещен рельеф, изображающий встречу воскресшего Христа с двумя его учениками в Эммаусе. Композиция окружена рельефными изображениями четырех евангелистов.

Часовня Святого Иоанна Крестителя — одна из самых старых частей церкви. Она была освящена 26 ноября 1161 года. По контрасту с ее почтенным возрастом в часовне установлен самый «молодой» алтарь — он создан в 1985 году по проекту норвежского скульптора и художника Харальда Варвика. Алтарь, изготовленный из итальянского мрамора, увенчивает стеклянный крест, сделанный в 1998 году по рисунку Х. Варвика на Хаделандских стекольных заводах. Другое художественное произведение подобного рода — алтарь Святого Креста — можно видеть в восточной части нефа. Он изготовлен из патинированной бронзы по проекту Вене Гульбрандсена в 1986—1995 годах. На алтаре установлено огромное — высотой 2,6 м — серебряное распятие, созданное Виллемом Расмуссеном и Дэвидом Андерсеном. Это распятие — дар Тронхеймскому собору от норвежских эмигрантов в США, преподнесенный в 1930 году по случаю 900-летней годовщины канонизации святого Олафа.

Большой барочный орган был создан в 1738—1740 годах немецким мастером Иоганном Иоахимом Вагнером и установлен в соборе его учеником Петером Мигендом в 1741 году. В 1930 году, когда собор получил в дар новый большой орган фирмы «Steinmeyer», старый орган был демонтирован и отправлен на хранение. Однако в 1993—1994 годах он был тщательно восстановлен в своем первоначальном виде немецким мастером Юргеном Арендом и снова занял свое место в соборе — на сей раз в новой органной галерее, расположенной в северном трансепте.

На протяжении без малого тысячи лет подземный этаж собора — крипта — служил местом захоронения многих благочестивых граждан, пожелавших упокоить свою бренную плоть рядом со святым Олафом. И хотя множество могильных плит жестоко пострадало в годы Реформации, крипта Тронхеймского собора сегодня является крупнейшим собранием средневековых надгробных памятников в Норвегии. Выполненные с большим художественным мастерством, они покрыты всевозможным орнаментом, резными изображениями и надписями на латинском и старонорвежском языках. Среди наиболее известных памятников — надгробие герцога Скуле (ок. 1240 г.), с высеченным на нем портретом вельможи.

Тронхеймский собор — место хранения норвежских королевских регалий. Первая коронация короля Норвегии состоялась в Бергене в 1163 году, и в дальнейшем этот торжественный обряд не всегда проводился в Тронхейме, однако по традиции королевская корона хранилась в Тронхеймском соборе — «для вечной чести Бога и святого Олафа».

Одна из статей Эйдсволльской конституции, принятой в 1814 году, специально оговаривала, что коронация короля Норвегии должна происходить только в соборе Святого Климента в Тронхейме. Однако к тому времени Норвегия, только-только начавшая восстанавливать свою государственность и находившаяся в унии со Швецией, не имела никаких королевских регалий, так что король Швеции и Норвегии Карл XIV Юхан (по норвежскому счету — Карл III) был вынужден на свои собственные средства заказать у стокгольмского ювелира Эрика Адольфа Зетелиуса королевскую корону, скипетр и коронационный меч. После торжественной коронации в 1818 году король оставил эти регалии на хранение в Тронхеймском соборе. В 1830 году к ним добавились корона королевы, корона наследного принца, скипетр королевы и два золотых яблока, увенчанных крестами.

Последняя церемония коронации была проведена в Тронхеймском соборе в 1906 году, при венчании на царство короля Хаакона и королевы Мод. Двумя годами позже пункт об обязательной коронации в Тронхейме был из конституции исключен. Вместо этого в Тронхеймском соборе стали проводиться церемонии благословения королевской четы. В последний раз она состоялась 23 июня 1991 года, когда в соборе благословлялись нынешний король Норвегии Харальд V и королева Соня.

С 1988 года норвежские королевские регалии хранятся в часовне, примыкающей к главному фасаду собора, и доступны для обозрения всем желающим. Наибольший интерес вызывает королевская корона, изготовленная по заказу Карла XIV Юхана. Она изготовлена из чистого золота и весит 1,5 кг. Корону украшает огромный турмалин — подарок королю Карлу Юхану от бразильского консула в Стокгольме.

Тронхеймский собор остается действующей церковью, несколько раз в неделю в нем совершаются богослужения. Являясь одной из главных достопримечательностей Норвегии, он ежегодно принимает в своих стенах до 400 тыс. гостей со всех концов земного шара.


Поделиться:

Реклама