Скорина - это...

СКОРИНА Франциск (Франтишак) (ок. 1490 — ок. 1551) — белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Родился и учился в г. Полоцк, затем продолжил свое образование в Краковском (Польша) и Падуанском (Италия) университетах. Бакалавр философии, доктор медицины, имел также степень доктора вольных наук. В Праге (Чехия) создал первую белорусскую типографию. Перевел, прокомментировал, а в 1517—1519 издал 23 книги Библии. Тем самым белорусский язык той эпохи, являвшийся государственным в Великом княжестве Литовском, выступил четвертым по счету национальным языком Европы, на который была переведена Библия. Около 1521 создал новую типографию в Вильне, где издал "Малую подорожную книжицу" (ок. 1522), а в 1525 опубликовал "Апостол". Около 1535 уехал в Прагу.

Рассматривал Библию как итог многовекового опыта человечества и средство приобщения людей к знаниям. Анализ взглядов С. позволяет предполагать, что он исходил из возможности прямого и интимного диалога человека с Богом посредством Библии. Мировоззрение С. представляет собой синтез христианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. В центре его внимания — проблемы человека (смысл жизни, духовность, добро и т. д.). Этика С. ориентирует на общественно значимую земную жизнь, морально-интеллектуальное усовершенствование, служение Добру. Служение Богу проявляется через служение людям. Одной из основных добродетелей человека считал стремление к интеллектуально-творческому самовыявлению, что считал возможным на основании синтеза библейской и философской мудрости. Гуманистически переосмыслил евангельское понятие "любви к ближнему". Понимал любовь как принцип взаимоотношений между людьми, универсальный закон частного и общественного бытия. Любовь же, по С., обосновывается верой. С. стремился найти универсальный (независимый от конфессиональной и социальной принадлежности) рациональный моральный принцип, позволяющий регулировать общественную жизнь. Одна из его лейтмотивных тем — соотношение индивидуального и общего добра ("посполитое доброе"), отдавал приоритет последнему, так как от человека требуется научиться "вкупе жити" и бескорыстно служить "пожитку посполитому". В этом же ключе рассматривал свою собственную деятельность. Вторая лейтмотивная тема — патриотизм. С. — основоположник национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры и общественно-философской мысли.

Политический идеал С. — светская, гуманная и мощная монархическая власть. По его мнению, правитель должен быть набожным, мудрым, образованным, добродеятельным, внимательным и справедливым по отношению к своим подданным. Принцип его правления — следование законам. Общество основывается на мире и соглашении людей, что предполагает следование принципам справедливости. Последняя достигается при следовании людей категорическому императиву, данному от Бога: "то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь".

В. Л. Абушенко


Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь
СКОРИНА Франциск (Франтишак) (1490/?/ - 1551/?/) - белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист эпохи Возрождения Родился в Полоцке, учился здесь же, затем в Краковском и Падуанском ун-тах Бакалавр философии, доктор медицины, имел также степень доктора вольных наук В Праге...

Поделиться:

Реклама