Скорбь - это...

I ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Изначальное значение греч слова тлипсис - "теснота", "притеснение" С связана с бедствиями и притеснениями, в частн с гонениями (1Фес 1:6; 2:14 и след), пребыванием в узах (Деян 20:23; Еф 3:13; Откр 2:10), поношениями (Евр 10:33), духовными борениями (2Кор 7:5), болезнями, голодом Павел противопоставляет С см Покой, почить, успокоиться(2Кор 7:5), отраду, к-рую принесет Христос(2Фес 1:7; ср Евр 4:9-11); с Его приходом будет положен конец всякой С
IIСКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ
С не было в первонач сотвор мире, где, по Божьему определению, все было "хорошо весьма" (Быт 1:31) Жизнь первых людей в раю (см Рай) ничем не была омрачена (Быт 2) С не будет и в том мире, к-рый будет заново сотворен Богом по окончании времен (Ис 65:17; 66:22; 2Пет 3:13; Откр 21:1-7), где "отрет Бог всякую слезу" (Откр 7:16 и след; 21:4; ср Ис 25:8; 35:10) С - это реалия павшего мира (Ин 16:33); ее порождают след причины:
1)скорбь как следствие греха Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С (Быт 3:15 и след), причем самым глубоким выражением С стала смерть(Рим 6:23)Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Быт 42:21; Ис 8:21,22)Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоят-во, что он оставил Бога (Иер 2:19) С стала обратной стороной всей жизни человека (Еккл 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притч 23:29 и след);
2)скорбь как следствие обращения к Богу Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С, напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (Мф 24:9; Деян 9:16) Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2Цар 4:9; Пс 33:20; 72 и др) В НЗ слова "С" или "теснота" применяются почти исключит по отношению к страданиям, к-рые постигают христианина за его принадлежность Христу (2Кор 1:4-11; 4:8; 1Фес 1:6; Евр 10:33; Откр 2:9,10) Эта С, вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории Как Иисусу "должно" было по воле Бога принять страдания (Мф 16:21; Лк 24:26-46), так и христианам "многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие" (Деян 14:22) Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1Фес 3:3,4) То, что относится ко всем христианам - иначе они не чада Божьи, а отверженные (Евр 12:7,8), - в еще большей степени касается апостола (2Кор 1:5) Он терпит С не только за себя, но и за Церковь (Еф 3:13; Кол 1:24);
3)скорбь как знамение конца времен С христиан имеют эсхатологич характер, они - указание на то, что "последнее время" наступило (1Ин 2:18) Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед к-рым бледнеют все предшествующие С (Мф 24; Мк 13; Откр) Именно в этом значении в Библии сказано о "великой скорби" (Мф 24:21; Мк 13:19; Откр 7:14) Она есть начало Божьего суда, к-рый явится "днем скорби" (Соф 1:15; ср Рим 2:9), "ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью" (2Фес 1:6)
IIIСКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН
Всякая С несет с собой соблазн отпадения от Бога (Мк 4:17; 1Фес 3:3-5) Тем не менее она не бесполезна для верующего Со С ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту С не может отлучить верующего от любви Христовой (Рим 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:
1) Господь посылает нам С, чтобы проверить и испытать нашу веру (2Кор 8:2; 1Пет 1:6; Иак 1:12), чтобы показать христианам, что надо "надеяться не на самих себя, но на Бога" (2Кор 1:8 и след) С заставляет нас прибегать к молитве (Ис 26:16; Иона 2:2 и след) и воспитывает в нас см Терпение (Рим 5:3; 12:12; 2Кор 1:6; 2Фес 1:4) Кр того, С может служить распространению Евангелия (Деян 8:4; 11:19 и след) и способствовать тому, "чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби" (2Кор 1:4 и след);
2) в конечном итоге любую С можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2Кор 4:17), обетов верующим (ст 18; Рим 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (ст 18) Христиане могут считать свою С залогом этой цели (2Фес 1:4,5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С (Иов 5:19; 19:25), "отрет всякую слезу с очей их" (Откр 7:16 и след);
3) С не является препятствием для радости (2Кор 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св Духом (1Фес 1:6) Если человек осознает это, то даже сама С, о к-рой говорит Павел(Рим 5:3), может стать предметом радости (2Кор 8:2; Кол 1:24) Ибо то, что Иисус "победил мир" с его С (Ин 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости











Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- состояние психики человека, возникающее в связи с к.-л. личной (чаще всего смертью близких людей) или обществ, утратой. В племен, религиях и религиях раннеклас. общества границы между жизнью и смертью стерты (смерть считалась возвращением в страну предков и т. д.) и С. по...
Психологическая энциклопедия
(MOURNING)Понятие, отражающее процесс восстановления психического равновесия после утраты значимого объекта любви. Хотя это понятие применимо прежде всего к ситуациям, связанным со смертью любимого человека (невосполнимая утрата), скорбь является нормальной реакцией на любую...
Психологическая энциклопедия
(mourning) "Психологические процессы, которые вступают в действие с потерей любимого объекта и которые обычно ведут к отходу от объекта" - Bowlby (1961). Она следует за тяжелой утратой, ей сопутствует ГОРЕ; затем может наступить (или не наступить) привязанность к новому объекту...

Поделиться:

Реклама