Символ Веры - это...

СИМВОЛ ВЕРЫ (слав эквивалент лат credo) - (1) официально зафиксированная система основополагающих догматов вероучения Выступает, с одной стороны предметом веры, выводясь тем самым из сферы рациональной критики, с другой - фундаментом рациональной теологии, составляя по отношению к последней исходную аксиоматическую систему Дидактические толкования СВ служат основой катехизисов и катехических поучений (исповеданий веры) Будучи лаконичной и архитектонически завершенной системой, СВ может воспроизводиться в процедуре богослужения как в качестве индивидуальной молитвы, так и исполнения хором (например, "Верую" в контексте христианской литургии) В истории каждой конфессии могут быть выделены периоды семантического становления и официального кон-ституирования СВ, а также- как правило- его последующие эволюционные трансформации Так, общехристианский (Апостольский) СВ, первое упоминание о котором относится к концу 4 в исходно - местный крещальный СВ Римской церкви) состоит из 12 элементов ("членов"), создание каждого из которых связывается с именем одного из апостолов Традиция такого истолкования заложена патристикой, в частности Руфином и Амвросием Медиоланским Идея непосредственного апостольского авторства СВ подвергнута критике Лоренцой Валлой и Эразмом Роттердамским и не считается канонической в классической теологии, однако содержание Апостольского СВ трактуется как "апостольская керигма" (греч kerigma - возвещение) В содержание керигмы входят тезисы о троичности Бога, "богочело-веческой природе" Иисуса Христа, искуплении грехов (1-8), о роли крещения и церкви в спасении и достижении "вечной жизни" (8-12) Утвержден с последовательно расширительной редакцией I (Никейским, 321) и II (Константинопольским, 381) Вселенскими Соборами (Никео-Цареградский СВ) Константинопольским Вселенским Собором было принято также специальное постановление о "неизменности и неприкосновенности" догматов СВ Однако, последующими Соборами в христианское вероучение все же были привнесены некоторые изменения (о двойственном богочеловеческом естестве Христа - 1У Вселенский Собор, о двух волях Христа - У1, об иконопочитании - УИ) Православный СВ существует в настоящее время в редакции, оформившейся после УН Вселенского Собора; эта же редакция вошла во всеобщее употребление и в западно-христианской церкви после литургической реформы Карла Великого; однако католический СВ претерпел и дальнейшие трансформации: включение в него формулы филиокве, тезис о чистилище, о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, о непогрешимости папы и некоторые другие Тридентский Собор (1545-1563) признал Апостольский СВ со всеми внесенными добавлениями основой катехического обучения Известен также СВ Св Афанасия (Quinqunque), включающий в себя более 40 членов и центрирующий внимание на подробном толковании Троицы (упоминается в источниках, начиная с 7 в; широкое распространение получает в эпоху Каролингов; с 13 в в рамках схоластики получает равное интерпретационное значение с Апостольским и Никео-цареградским СВ) Протестантизм в силу снятия акцента с организационно-церковного аспекта религии не оформляется как фиксированная система догматов и базируется лишь на Библии ("Священное писание"), отвергая "богодухновенность" СВ и патристики ("Священное Предание") Это обстоятельство инспирирует оформление в рамках протестантизма мощной традиции истолкования Библии, породившей огромный массив герменевтической литературы (от работ Шлейермахера до этических и эстетических программ трактовки библейских сюжетов (либеральная теология), символической программы и программы демифологизации Библии (диалектическая теология), стратегий реинтерпретации и экзистенциализации библейских текстов (диалектическая теология, во многом изоморфная в этом плане католическому аджорнаменто) Исходная догматика как СВ иудаизма оформляется после проведенных царем Иосией реформ (622 до нэ) и выражена в Танахе, которому содержательно соответствует Ветхий Завет христианства; была трансформирована в течение как талмудического и раввинистического (предложенная Моисеем бей Маймоном - "Маймонидом" - замкнутая система из 13 догматов), так и - особенно - реформического этапа своего развития: переосмысление вечности, пришествия мессии, всеве-дущности Бога и тп СВ мусульманства конституируется в рамках схоластического калама (арабский термин, означающий богословие и так же восходящий к идее письма как и русск "Священное писание") Восприняв некоторые исходные идеи, возникшие в 8 в в контексте монотеизма мутази-литов, СВ ислама окончательно оформился в редакции Аша-ри (конец 9 - начало 10 в); содержит основополагающий догмат о единстве Аллаха (112 сура Корана), о предопределении, о сотворенности (и, соответственно, конце) мира, о несотворенности Корана, Божьем посланничестве и пророческой миссии Мухаммеда, о страшном суде и др В индуизме в качестве догматов приняты святость Вед, кармическое перевоплощение душ и др


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
краткое изложение христианских догматов.
Смирнов М.Ю. Реформация и протестантизм
СИ́МВОЛ ВЕ́РЫ — краткий свод основных положений вероучения (догматов), неоспоримых и непременных для христиан. В истории христианства до Реформации было установлено несколько вариантов С. В. Протестантизм отчасти удержал в своем обиходе некоторые из них, хотя не все...
Энциклопедия "Религия"
СИМВОЛ ВЕРЫ (слав. эквивалент лат. credo) — официально зафиксированная система основополагающих догматов вероучения. В истории каждой конфессии могут быть выделены периоды становления и официального конституирования С. В., а также, как правило, его последующие эволюционные...
Философский словарь
- краткий свод гл. догматов, составляющих основу вероучения к.-л. религ. течения или церкви. С. в. должен приниматься слепо, на веру, без доказательств. Общехрист. (апостольский) С. в. состоит из 12 частей, или «членов». В первых восьми говорится о троичности бога, «...

Поделиться:

Реклама