Семиотика - это...

- научная дисциплина, занимающаяся общими принципами, лежащими в основе структуры всех знаков, с учетом их использования в составе сообщений и характера этих сообщений, а также особенностей различных знаковых систем и сообщений, использующих эти разные типы знаков. Наряду с термином С. используется термин "семиология" для обозначения теории языка и ее приложений к различным знаковым системам. Термин "семиология" был введен Ф. де Соссюром. Л. Ельмслев под семиологией понимал научную метасемиотику, объектом которой являются ненаучные семиотики, т. е. он исключал из области семиологии как коннатативные семиотики, так и метасемиотики, объектами которых выступают научные семиотики (например, логические языки). Французские ученые А. Ж. Греймас и Ж. Курте полагают, что в 70-е гг. методологическое содержание названных терминов постепенно дифференцировалось, делая их противопоставление значимым. "Все углубляется разрыв между семиологией, для которой естественные языки служат инструментом парафразы в описании семиотических объектов, с одной стороны, и семиотикой, которая ставит своей задачей построение соответствующего метаязыка, с другой" (Греймас, Курте, 1983). Согласно их мнению, семиология постулирует, что естественные языки выступают посредниками в процессе прочтения означаемых, принадлежащих к неязыковым семиотикам (изображение, живопись, архитектура и т. д.), тогда как С. это отрицает. С., как общая наука о знаках, была предугадана и названа таковой в "Опыте о человеческом разуме" Дж. Локком, положившим начало основательному анализу, который, однако, не получил дальнейшего развития. Американский философ Ч. С. Пирс использовал и термин Локка "семиотика", и определение С. как "учения о знаках". Довольно внушительным исследованием языка в целом и такого его аспекта как "значение" в особенности, были сделаны современником Локка В. Лейбницем. Общие принципы С. были заложены Ч. С. Пирсом и Ф. де Соссюром. Пирс уже в 1867 г. предпринял первую попытку классификации знаков и весь остаток жизни посвятил изучению сущности знаковых систем и фундаментальных различий между ними, стремясь к созданию особого варианта математической логики ("спекулятивной грамматики"). Почти одновременно и независимо от него Соссюр стремился к определению предметной области различных знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Ему принадлежит заслуга постулирования единства означающего и означаемого в знаке, а также вычленение диахронического и синхронического аспектов самой важной из семиотических систем - языка. На рубеже XIX - XX вв. были высказаны многие идеи, касаемые учения о знаке, такими языковедами-философами как В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, К. Л. Бюлер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, 3. Фрейд. Основы С. языка и литературы заложили представители европейского структурализма 1920 - 30-х гг. - Пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка (Н. С. Трубецкой, Р. Я. Якобсон, Я. Мукаржовский, Л. Ельмслев, В. Брендаль), русской "формальной школы" (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум), а также А. Белый и В. Я. Пропп. Наряду с этими исследователями значительный вклад в изучение знака, высказывания и текста сделали М. М. Бахтин и Ю. М. Лотман. За рубежом наибольшее развитие получили американская школа Ч. У. Морриса, во Франции - этнологическая школа К. Леви-Стросса, семиология Р. Барта, психоаналитическая С. Ж. Лакана, семиология кино К. Метца и др. Для семиотического подхода, согласно Моррису, характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем: 1) синтактика изучает отношения между знаками и, шире, отношения их в речевом сообщении; 2) семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла - основным ее предметом является интерпретация знаков и сообщений; 3) прагматика изучает отношения между знаковыми системами и теми кто использует и интерпретирует содержащиеся в них сообщения. В ходе становления С. отмечается следующая тенденция: понятие "знак" постепенно уходило на второй план, поскольку не находились какие-либо знаки, универсально присущие разным семиотическим системам. В С. языка и литературы наметилась тенденция на исследование понятия "высказывание", а затем и "текст". Феномен С. углублялся по мере того, как лингвистика сближалась с логикой, психологией, антропологией и социальными науками, приобретая статус социосемиотики. Характерны в этом отношении исследования Леви-Стросса и Барта. Леви-Стросс предлагает ввести единую науку о коммуникации, которая бы охватывала социальную антропологию, экономику и лингвистику. Социальная коммуникация, полагает он, осуществляется на трех разных уровнях: обмен сообщениями, обмен удобствами (товарами и услугами) и обмен женщинами (или, более обобщенно, обмен брачными партнерами). На всех трех уровнях основополагающую роль играет язык. Во-первых, как с онтогенетической, так и с филогенетической т. зр., все названные типы коммуникации предполагают предварительное существование языка. Во-вторых, они сопровождаются речевыми или другими типами семиотического поведения. В-третьих, все случаи неречевого поведения могут быть вербализованы, т. е. переведены в речевое поведение. Коннотативная С. Барта также относится к социосемиотике, поскольку прежде всего обращена к социальной коннотации, т. е. к дополнительной смысловой информации по отношению к определенному классу объектов (денотату), связанных у него с идеологией (см. "Социосемиотика"). С. А. Азаренко


Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики
Семиотика - общая теория знаковых систем, к числу кото­рых относятся как естественные языки, так и специальные язы­ки конкретных наук, искусственные языки, сигнальные систе­мы и т. п. Основы С. были заложены в трудах швейцарского лингви­ста Ф. де Соссюра и амер. логика Ч. Пирса...
Философский словарь
- общая теория знаковых систем, к числу которых относятся как естественные языки, так и специальные языки конкретных наук, искусственные языки, сигнальные системы и т. п. Основы С. были заложены в трудах швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра и амер. логика Ч. Пирса (конец XIX в...
Философский словарь
(греч. semeion - знак) - научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены - от обыденного мышления до искусства...
Новейший философский словарь
СЕМИОТИКА (греч semeion - знак) - научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию С играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены - от обыденного мышления до...
Психологический словарь
(от греч. sema - знак) - научная дисциплина, посвященная изучению знаковых систем. В ней выделяют: 1. Семантику, занимающуюся исследованием соотношения знака и обозначаемого; 2. Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении; 3. Прагматику,...
Психологическая энциклопедия
(от греч. sema - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на 3 основные отрасли: а) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного (обозначаемого); б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику, исследующую...
Психологическая энциклопедия
(греч. semeiotikon). Учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний.
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от греч. sema - знак. Категория. Научная дисциплина. Специфика. Посвящена изучению знаковых систем. Подразделы: - семантика, занимающаяся исследованием соотношения знака и обозначаемого; - синтаксис как...
Психологическая энциклопедия
Согласно одному из ее ведущих исследователей, Томасу Себеоку, это исследование "моделей коммуникаций во всех модальностях", и, следовательно, ее предмет варьируется от эволюционно примитивной коммуникации животных до сложных лингвистических систем. Обычно выделяет две формы: (а...

Поделиться:

Реклама