Пещерные церкви Каппадокии - это...

Каппадокия — древнее название горного района в Центральной Турции, в долине реки Кызыл-Ирмак, ограниченного с запада озером Туз, а с юга на северо-восток — горными хребтами Тавр и Теджер. Во II тысячелетии до н.э. территория Каппадокии входила в состав Хеттского царства. В III—I веках до н.э. здесь существовало небольшое самостоятельное государство, попавшее с 17 года н.э. под власть Рима. После распада Римской империи Каппадокия превратилась в одну из провинций Византии. С ней была связана жизнь и деятельность трех крупнейших деятелей церкви, известных богословов святого Василия Великого, епископа Кесарийского, святого Георгия, епископа Нисского, и святого Григория Назианзина.

Ландшафты Каппадокии нередко называют «лунными» и «инопланетными». Этот своеобразный природный заповедник занимает сегодня площадь 288 кв. км. Примерно 3 млн лет назад произошли мощные извержения вулканов Эрджиес и Хасандаты. В результате окружающие долины и плато были залиты раскаленной лавой. Со временем под воздействием ветра, дождей и речных потоков произошло выветривание и вымывание мягких пород. Это волшебным образом преобразило местный пейзаж. Ныне он представляет собой переплетение глубоких каньонов, среди которых вдруг возникают конусообразные или пирамидальные скалы с вершинами самого необычного вида. Одни из них похожи на островерхие колпаки, другие — на широкополые шляпы или огромные «блины». Кажется, что это не скалы, а гигантские грибы. Турки называют их «пери баджалары» — земляные пирамиды. Картина обретает еще более фантастический вид в силу необычной и разнообразной цветовой гаммы скальных пород. В зависимости от солнечного освещения они меняют окраску — от розовой и золотой до зеленой и фиолетовой.

Долина Гёреме, наиболее поразительный и фантастический уголок Каппадокии, является самым известным памятником раннего христианства в Малой Азии. На территории этого района сегодня насчитывается свыше 600 скальных церквей и монастырей, сооруженных в VI—XI веках.

Свое название долина получила по имени святого Иеронима (тур. Гёреме), одного из первых поселившихся здесь отшельников. Еще во времена хеттов, на рубеже II тысячелетия до н.э., в долинах Каппадокии появились пещерные поселения. В период правления римского императора Диоклетиана в этих пещерах Каппадокии спасались от преследований христиане. После того как христианство стало официальной религией Римской империи, скальные убежища практически опустели и служили приютом лишь немногочисленным аскетам-отшельникам. Этот период длился недолго: в VII веке на Малую Азию обрушилась волна арабских нашествий. Неоднократно от этих нашествий страдала и столица Каппадокии — Кесария (Кайсери). Пещеры Гёреме стали убежищем для жителей с окраин Византийской империи, бежавших от мусульман.

Внутри скал из мягкого вулканического туфа вырезались колонны и купола, прорубались окна. Одновременно расширялись и сооружались все необходимые жилые и подсобные помещения — кухни, столовые, погреба. Так возникли целые города, состоявшие из рукотворных пещер. Византийский автор второй половины Х века Лев Диакон, рассказывая о Каппадокии, упомянул о подземных городах, назвав их обитателей «троглодитами».

Наиболее известные подземные города в Каймаклы и Деринкюйю уходят в глубину на 40 м и состоят из 8—9 подземных ярусов, которые представляют собой настоящие лабиринты со множеством жилых и хозяйственных помещений, складов, церквей и своеобразной системой вентиляции. Пещеры Деринкюйю имеют восемь ярусов, достигающих глубины 85 м и соединенных между собой каменными коридорами и галереями. Этот подземный город мог вмещать до 20 тыс. человек. Общая протяженность его жилых и хозяйственных помещений, подземных галерей и ходов превышает 30 км.

Из скальных церквей Гёреме самая старая относится к VI—VII векам, все остальные — к Х—XI векам. Большинство из них невелики по размерам и состоят из одного помещения, но есть и значительно более крупные сооружения. Таков, в частности, женский монастырь, вырубленный в скале и состоящий из четырех церквей, келий и хозяйственных помещений, расположенных на четырех уровнях и соединенных внутренними переходами.

Стены скальных церквей и монастырей были расписаны замечательными фресками, которые принесли памятникам Каппадокии всемирную известность. Благодаря особенностям местного вулканического туфа, в котором высечены пещеры, и микроклимату в них краски старинных росписей сохранили до наших дней свою первозданную свежесть.

В некоторых скальных церквах можно видеть различные символы раннего христианства. Например, виноградная лоза — символ Христа, рыба — по-гречески «ΙΧΘΥΣ» — аббревиатура словосочетания «Ιησου̃ς Χριστο'ς Θεου̃ Υιο'ς Σωτη'ρ», т.е. «Иисус Христос, Сын Бога, Спаситель», голубь — символ мира и Святого Духа, олень — символ души, павлин — знак Воскресения.

Другие росписи относятся к периоду иконоборчества (VIII—IX вв.). Иконоборческая ересь возникла в 30-х годах VIII века при императоре Льве Исавре, когда Византии достигла волна влияния ислама. Как известно, ислам не допускает изображения людей, а тем более святых, считая это идолопоклонством. Под этим же предлогом по всей Византии началось уничтожение икон. Вселенский собор 787 года в Никее осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: «поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честнаго Животворящаго Креста Господня, и святые иконы, почитать их и воздавать им поклонение». Но только на Константинопольском соборе в 842 году было окончательно утверждено почитание икон.

Для фресок периода иконоборчества характерны символические сюжеты и простой геометрический орнамент. Росписи поздних (X—XI вв.) храмов выполнены, как правило, на оштукатуренных стенах и отличаются наибольшей художественной и эмоциональной выразительностью. Фрески изображают сцены из Евангелия, важнейшие эпизоды земной жизни Христа. Стиль настенной живописи дает основание считать авторами некоторых из этих росписей художников из Армении.

Уникальные росписи сохранились в церквах Святой Варвары (Барбара-килисе), «Яблочной церкви» (Ельмалы-килисе), «Змеиной церкви» (Йыланлы-килисе; это название дано по сохранившейся в этом храме фреске, на которой знаменитые каппадокийские святые Георгий Победоносец и Феодор Тирон поражают дракона); самой большой и лучше всех сохранившейся церкви Токалы-килисе (2-я пол. Х в.) и наиболее известной Каранлык-килисе — «Темной церкви». Росписи куполов, стен и потолков, выполненные в ярких тонах, прекрасно сохранились потому, что никогда не подвергались воздействию дневного света и солнечных лучей.

В нескольких километрах к северу от Гёреме находится другой музей под открытым небом — скальный монастырский комплекс Зелве. Он состоит из тысяч домов, церквей и прочих построек, вырубленных внутри крутых утесов. Церкви Зелве, роспись которых сильно пострадала от времени, были построены в VIII веке, в период иконоборческого движения, когда зародился так называемый каппадокийский стиль в росписи церквей.

Начиная с XIV столетия монастыри и церкви долины Гёреме постепенно приходят в упадок. В 1907 году их случайно обнаружил французский ученый-иезуит Пьер Гийом де Жерфаньон, после чего в Европе возник интерес к этим уникальным памятникам византийской эпохи. В то время здесь еще жила небольшая община монахов, занимавшихся виноградарством и разведением голубей. В 1926 году турецкие власти депортировали последних монахов в Грецию, а их храмы были закрыты.

Сегодня памятники Каппадокии входят в число жемчужин мирового культурного наследия и являются одним из самых посещаемых туристических объектов Турции.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
Подобно тому как в древности семь городов оспаривали право именоваться родиной великого Гомера, так и в разных местностях Малой Азии и Балкан существует множество претендентов на право называться родиной великого турецкого зодчего Ходжи Мимара Синана (1489—1578). Турки говорят...
Величайшие храмы мира
В Юго-Восточной Анатолии, в 50 км от города Адыяман, на высоте 2150 м над уровнем моря, располагается национальный парк Немрут-даг — «гора Немрут». Его название связывают с легендарным охотником Нимрудом (Нимродом, Нимвродом, Немрутом) — правнуком Ноя, упоминающимся в Библии....
Величайшие храмы мира
Храм Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам русского ученого Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие...

Поделиться:

Реклама