Оценка - это...

ОЦЕНКА - способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта Можно выделить три типа значимостей: теоретический (гносеологические О), ценностный (аксиологические О), практический (реализация гносеологических и аксиологических О через волевые импульсы субъекта в системах предметных и коммуникативных действий) Предметом оценивания в гносеологических О являются имманентные свойства объектов, объекты "сами по себе" Предметом оценивания в аксиологических О являются свойства объектов и сами объекты в их способности (положительная аксиологическая значимость) или неспособности (отрицательная аксиологическая значимость) отвечать потребностям и запросам субъекта Свойства объектов и сами объекты могут оказаться индифферентными, безразличными для потребностей и запросов субъекта (нейтральная аксиологическая значимость) Аксиологические значимости порождаются миром ценностей, объективируемым культурой и трансцендируемым в ней как предельные смысловое и инвариантное основания человеческого мышления и деятельности Нечто является ценностью не потому, что оно оценивается, а потому, что объективно способно еще до акта О отвечать потребностям и запросам субъекта Не О конституируют ценность, а ценность делает возможной О как фиксацию ее аксиологической значимости Ценности задают онтологическое основание актам оценивания Таким образом, система ценностей не может быть рассмотрена как результат оценочного познания, подобно тому, как система знаний является результатом "внеоценочного" познания (прежде всего научного) Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей Последние нельзя локализовать в структуре психики субъекта Хотя они закрепляются (интернализируются) в диспо-зиционных структурах личности как ценностные ориентации, они постоянно эксплицируются в новых системах О субъекта, те они постоянно поддерживаются за счет своей включенности в объективно сложившиеся и формируемые ценностные отношения В ценностном отношении любой предмет находится в отношении к субъекту, те проявляется в аспекте своей аксиологической значимости и в этом смысле всегда потенциально выступает предметом положительной, отрицательной или нейтральной О В то же время ценностное отношение предполагает активность субъекта, занятия им позиции, позволяющей выносить О, те проявлять свою заинтересованность в чем-либо и интегрировать в любой акт активности через выносимые О творческие включения Избегание занятия позиции оценивания - это также акт оценочно окрашенный (не нейтральный) Таким образом, аксиологические О универсальны - любая иная О может быть рассмотрена как особый тип О аксиологической (в том числе гносеологическая как О на истинность или ложность) или как имеющая аксиологическую составляющую (практические О, инспирируемые непосредственной ситуацией деятельности, поведения или общения) Таким образом, любая О есть отражение аксиологических значимостей, апеллирование или отсылка к ценности Тем не менее принято отличать безоценочное и оценочное познание Последнее, по своей сути, (в отличие от первого, нацеленного на имманентное, внесубъектное существование) есть или акт установления (приписывания) ценности, или акт сравнения по какому-либо принятому (в культуре, общности, группе, институции) образцу, норме, идеалу, те имплицитному критерию оценивания, который может быть задан и эксплицитно Результатом этого акта сравнения должно стать установление порядка предпочтений имманентных свойств предмета в ситуации ответственного (те предполагающего осознание последствий) выбора и принятия (равно как и непринятия) решения При этом опять возникает проблема изначальной аксиологической предзаданности любого критерия (в том числе и познавательного) в ситуации выбора паттерна, парадигмы или теоретико-методологической ориентации Со своей стороны, любой акт оценочного познания (эксплицитно), акт оценивания (имплицитно или эксплицитно) всегда несут в себе знание Таким образом, О является не только выражением отношения, но и эпистемологической и гносеологической категорией Кроме того, она с необходимостью должна трактоваться как категория лингвистическая и коммуникационная Следовательно, аксиологические О универсальны в плане связывания через них культурного и социального миров, теории и практики (причем с акцентированием последней - теория переводится в схемы действия с объектами и ориентируется на свою применимость в решении конкретных проблем и выполнении определенных задач) Тем самым научный анализ О во многом сдвигается из проблематики их типологии и отличения оценочного от безоценочного в область исследования оснований и внутренней структуры О, определения мер рефлексированности (как обращенности О на самую себя, на осознание процесса и механизмов собственного становления и функционирования) Одна из основных задач такого рода рефлексии - отыскание и (или) выработка и эксплицитное обоснование критериев оценивания Акты же оценивания могут быть поняты как интерпретации, в разной степени выражающие те или иные смыслы и, соответственно, проверяемые (интерпретации следующего уровня) на адекватность предмету и (или) ситуации, а также потребностям и запросам субъекта (в конечном счете - стоящей за ним ценности) О - предмет анализа в социогумани-тарном знании (специфика которого во многом связана и с его аксиологической (оценочной) нагруженностью), в частности - в социологии Так, опросные мотодики (как вопрос-ответные процедуры) фиксируют no-преимуществу О как исходные данные, в том числе для прогнозирования поведения на основе выявления (конструирования) ценностных ориентации как предрасположенностей и готовностей субъектов к определенному поведению Однако в концепциях ценностных ориентации плохо отрефлексированы возможности переходов от респондента к его ценностным ориентациям, а от последних - к ценностям как конечным детерминантам поведения Кроме того, в них принимается допущение конституирующих возможностей О по отношению к ценностям, те происходит субъективатизация последних при методологической установке на объективность в познании Последняя не выполняется и по иной причине - в фактологический уровень дисциплины кладутся О, тогда как установка требут избегания оценочной информации Поэтому возникшие по сути на позитивистском фундаменте исследовательские методики классической эмпирической социологии, эксплицитно элиминируя ценности и О из сферы своего анализа, имплицитно исходят именно из них, строя здание "беспристрастной" науки Осознание этой ситуации во многом способствовало становлению альтернативных ориентации в социологии


Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики
Оценкасм.: Оценочное высказывание.
Философский словарь
см.: Оценочное высказывание.
Философский словарь
- философская категория, обозначающая аксиологическое отношениечеловека ко всему нормативно представленному многообразию предметных воплощений человеческой жизнедеятельности и возможностям их познавательного и практического освоения. Анализ О. выявил к настоящему времени ее...
Философский словарь
— высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта. Способы выражения О. чрезвычайно разнообразны. Абсолютные О. выражаются чаще всего предложениями с оценочными словами «хорошо», «плохо», «(оценочно) безразлично». Вместо них могут...
Философский словарь
- способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Можно выделить три типа значимостей: теоретический (гносеологические О.), ценностный (аксиологические О.), практический (реализация гносеологических и аксиологических О. через волевые импульсы...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IПри особом см Обете в нек-рых случаях Господу посвящался не сам предмет обета (человек, нечистое животное, дом или поле), а его денежный эквивалент Священник оценивал посвященное, и давший обет в соотв с этой О вносил указ сумму в святилище(Лев 27)II:1) при взимании налогов и...
Психологическая энциклопедия
См. методы шкалирования.
Психологическая энциклопедия
См. шкалирования, методы.
Психологическая энциклопедия
(Assessment). Измерение индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.
Психологическая энциклопедия
— процесс, посредством которого мы оцениваем релевантность стимулов с точки зрения того, насколько они значимы для нашей жизни.

Поделиться:

Реклама