Обручение - это...

ОБРУЧЕНИЕ — церковный обряд, предшествующий венчанию в христианском таинстве брака.

Согласно изложению Н. И. Барсова, древнерусское слово "О." происходит, как полагал К. Т. Никольский ("Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви"), от слова "обручи", означающего в этом случае перстни или кольца, вручение которых брачующимся составляет существенную часть обряда, или, что вероятнее, от входящего в состав О. соединения рук брачующихся. В Римской империи с самых первых времен христианства О. у христиан было таким же гражданско-юридическим актом, контрактом, как и у язычников. Естественно, однако, что христиане, привыкшие жить с церковным благословением, к гражданско-юридическому акту могли присоединять особые молитвословия, совершаемые священнослужителями. Были ли эти молитвословия делом личного произволения брачующихся или непременной церковной принадлежностью гражданского брачного контракта — с точностью определить нельзя. Так, правило 11-е Анкирского Собора (314—315), Папа Сириций, современник Иоанна Златоуста (в послании к Гимерию) и 98-е правило 6-го Вселенского Собора свидетельствуют лишь о том, что если О. было совершено Церковью, то оно было ненарушимым и имело одинаковую силу с гражданским брачным контрактом. Константинопольский Собор 1066—1067 уравнял О. церковное с гражданским бракосочетанием, так что если обрученные вступали хотя бы и в первый брак, но не с теми лицами, с которыми были обручены, то они признавались уже второбрачными. При императоре Алексее Коминине для полного установления брачного союза сделано было обязательным не только венчание, но и церковное О., наряду и одновременно с гражданским контрактом. До 12 в. церковное О. совершалось нередко задолго до венчания, иногда — в семилетнем возрасте. Письменное изложение чинопоследования О. в Православной Церкви не восходит ранее 8 в. (тогдашний обряд содержал в себе лишь две краткие молитвы и не имел ни третьей, обширной молитвы современного чинопоследования, ни ектений, ни слов: "обручается раб Божий..." "обручается раба Божия..."). В списках 13 в. присутствует уже привычное начало чинопоследования, надевание колец обручающимся с произнесением слов: "обручается раб Божий..." и т. д., со всеми нынешними указаниями действий священника при обряде. В 15 в. чин О. был изложен Симеоном Солунским (в нем отсутствовала третья молитва; надевание колец совершалось после первой молитвы). В "Служебнике" митрополита Киприана (14 в.) нет слов: "обручается раб Божий". Относительно колец у Симеона Солунского говорится, что жениху надевается перстень железный, в знак "силы мужа", а невесте — золотой, в знак "ее нежности и непорочности". В Русской Православной Церкви с 1775 О. стало соединяться с венчанием, непосредственно ему предшествуя.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Обручение (Ос. II, 19, 20). У иудеев жених и невеста предназначались друг для друга без их ведома до самого обручения. Это назначение или выбор брачной четы производился еще в ранних летах, хотя действительный брак совершался по достижении невестой совершеннолетия, т. е. 12-...
Словарь церковных терминов
- богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию. совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно меняются....
Библейская энциклопедия Брокгауза
Обручать, обручение см Брак

Поделиться:

Реклама