Наука - это...

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира Н ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и тп, постольку все они могут стать предметами научного исследования Н изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н, отличает ее от иных способов познания Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку Отражая мир в его объективности, Н дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и тд Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой Н, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание Но в отличие от него Н не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации В свое времяЛейбниц характеризовал математику как Н о возможных мирах В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной Н Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в физике, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, который реализовался значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио - и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и тд) Постоянное стремление Н к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики Н, отличающие ее от обыденного познания Прежде всего - это отличие по их продуктам (результатам) Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта Но поскольку Н постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний Такой практикой становится научный эксперимент Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое В итоге возникают присущие Н характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания Далее, Н, в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике Кроме них ей необходимы особые средства деятельности - специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы Именно эти средства обеспечивают исследование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики С этим же связаны потребности Н в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения Метод в Н часто служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследования; наряду со знанием об объектах, Н систематически развивает знание о методах Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации Для Н же этого недостаточно - требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные Н средства и методы при решении ее задач и проблем Кроме того, систематические занятия Н предполагают усвоение особой системы ценностей Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования Эти ценностные установки составляют основание этики Н, запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требующей постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на плагиат Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определяющим признакам Н: предметности и объективности научного познания и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и Н в собственном смысле слова На первой стадии зарождающаяся Н еще не выходит за рамки наличной практики Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колышков, позволяющих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки Переход к собственно Н связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика Затем способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов с последующей экспериментальной проверкой гипотез, утвердился в естествознании Третьей вехой в развитии Н было формирование технических Н как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных Н Каждый из этих этапов имел свои социокультурные предпосылки Первый образец математической теории (эвклидова геометрия) возникла в контексте античной культуры, с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условий получения истины Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в результате культурных сдвигов, осуществившихся в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения Становление технических и социальных Н было связано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами На каждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию Во всех развитых Н складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими для них методами и формами знания (основной формой теоретического уровня выступает научная теория; эмпирического уровня - научный факт) К середине 19 в формируется дисциплинарная организация Н, возникает система дисциплин со сложными связями между ними Каждая из Н (математика, физика, химия, биология, технические и социальные Н) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философско-мировоззренческие основания Взаимодействие Н формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития Н Каждый этап развития Н сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности Как социальный институт Н начала оформляться в 17-18 ст, когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы В 20 в Н превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промыш-ленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров В процессе исторического развития Н менялись ее функции в социальной жизни В эпоху становления естествознания Н отстаивала в борьбе о религией свое право участвовать в формировании мировоззрения В 19 ст к мировоззренческой функции добавилась функция - быть производительной силой В первой половине 20 в Н стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентации человечества В этой связи переосмысливаются и функции Н Ее доминирующее положение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира Такое соединение представляет собой новый тип рациональности В развитии Н, начиная с 17 ст, можно выделить три основных типа рациональности: классическую (17 - начало 20 в), неклассическую (первая половина 20 в), постнеклассическую (конец 20 в) Классическая Н предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности Для неклассическсой рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте Образцом реализации этого подхода явилась квантово-релятивистская физика Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутрина-учных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает поле его действия Каждый из них расширяет поле исследуемых объектов В современной постнеклассической Н все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, включая системы искусственного интеллекта, социальные объекты и тд В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетические системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции


Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики
Наука — одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о при­роде, обществе и сознании. Н. включает в себя деятельность по производству знания. Термин «Н.» употребляется также для обо­значения отдельных областей научного...
Философский словарь
- особый ответ человека на вызов истории, на усложнение социального мира. Она направлена на получение предметного знания, знания вещей, процессов как таковых, включает в себя критику своих собственных оснований и достижений, т. е. в Н. преобладает предметная модальность. Н....
Философский словарь
- одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании. Н. включает в себя деятельность по производству знания. Термин "Н." употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания...
Философский словарь
- особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением...
Философский словарь
— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира. Как...
Философский словарь
- особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением...
Философский словарь
- обобщение результатов проникновения в суть вещей; одно из самых ранних занятий человека, что, в общем-то, и вывело его в разряд homo, потребовав создания мощной памяти. Ассоциативный блок. По [23]: "... начало достаточного основания, следование которому...
Философский словарь
сфера познавательной деятельности людей, базирующаяся на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания мира, все процессы и явления которой подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. Как высшая форма познания и...
Философский словарь
- сфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективноезнание о действительности.
Философский словарь
Внезапные изменения, произошедшие под влиянием науки, нарушили равновесие между нашими инстинктами и обстоятельствами нашей жизни, однако недостаточно было сказано о направлении этих изменений. Переедание не является серьезной опасностью, в отличие от чрезмерной борьбы. Если мы...

Поделиться:

Реклама