Миланский собор - это...

Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых парадоксальных сооружений Средневековья. Его менее всего можно назвать готическим. Но, несмотря на это, Миланский собор — выдающийся и пожалуй лучший образец итальянской готики!

Собор в Милане — самое большое в мире сооружение из мрамора. Его длина составляет 158 м, ширина — 58 м, высота центрального нефа — 46,8 м. Общая площадь собора составляет 11,3 тыс. кв. м. С высоты собора в хорошую погоду можно видеть вершины Альпийских гор.

В плане Миланский собор повторяет готические постройки Германии. Но немецкий план сочетается в нем с ломбардским (североитальянским) фасадом, который поражает обилием мраморных украшений. Несмотря на готический облик и громадные размеры, Миланский собор отличается от других готических соборов некоторой приземленностью, которую не могут скрыть множество украшающих его башен, башенок и шпилей.

В римскую эпоху на месте Миланского собора находился храм, посвященный Минерве, а в первые христианские времена — церковь Санта-Мария Маджоре и церковь Санта-Текла. К XVI веку обе эти церкви были снесены.

Наряду с Кёльнским собором и собором Святого Вита в Праге Миланский собор — один из самых знаменитых «долгостроев» Европы. Первый камень в его основание был заложен, вероятно, в 1386 году (эта дата считается наиболее достоверной, так как точная дата неизвестна), а последний — только в 1906 году. Впрочем, весь задуманный ансамбль построить все равно не удалось.

По замыслу первого строителя Миланского собора, зодчего Марко ди Кампионе, собор должен был быть пятинефным и иметь в плане форму латинского креста. Эта схема в дальнейшем была сохранена, однако за долгие годы строительства в облике собора нашли свое отражение все архитектурные стили и направления, бытовавшие в разные времена в Северной Италии. Впрочем, это не мешает Миланскому собору оставаться удивительно цельным произведением.

На протяжении пятисот пятидесяти лет собор строили и украшали 180 архитекторов, скульпторов и художников, среди которых были крупнейшие мастера Италии, включая знаменитого зодчего Антонио Аверлино, прозванного Филарете — Любимец славы. К строительству собора «приложили руку» все жители Милана. Рассказывают, что специально избранные девушки в белых одеяниях в сопровождении флейтистов и трубачей обходили Милан и окрестные селения для сбора пожертвований на строительство храма. Большие средства пожертвовало знатное миланское семейство Висконти. Городские ремесленники — булочники, сапожники, красильщики — выходили работать на строительство собора по своеобразному графику, в строго определенные дни. Даже коллегия миланских фармацевтов и врачей не гнушалась строить великий храм.

Миланский собор в основном был возведен уже ко второй половине XV века. На протяжении XVI столетия сооружался купол, который начал возводить архитектор Джованни Антонио Амадео, умерший в 1522 году. До этого он пятьдесят лет руководил строительством Миланского собора. В 1560-х годах архитектор и скульптор Пеллегрино Тибальди деи Пеллегрини разработал проект западного фасада собора с пятью порталами. Этот фасад был закончен только в 1801—1813 годах по проектам Карло Амати и Джузеппе Цанойя. На протяжении всего XIX века фасады собора интенсивно заполнялись статуями, рельефами, декоративными деталями. Собор, еще недостроенный, в конце XIX века уже подвергся ремонту — шутка ли, пятьсот лет без ремонта... В начале ХХ века была завершена работа над главными вратами собора, и на этом строительство закончилось. Правда, храм значительно пострадал от воздушных налетов во время Второй мировой войны, и после 1945 года его реставрировали. Ныне он снова возвышается над Миланом во всей своей могучей красе.

С разных точек зрения Миланский собор выглядит по-разному. Этому во многом способствует чрезвычайная насыщенность фасадов пышным декоративным убранством в сочетании с громадными размерами храма. Миланский собор производит колоссальное впечатление благодаря своей несравненной декоративной резьбе по мрамору, многочисленным ажурным деталям, цветным витражам в проемах стрельчатых окон. Снаружи и внутри собор украшают более чем три с половиной тысячи мраморных скульптур, среди которых наиболее известна «Золотая Мадонна», увенчивающая центральный портал собора на высоте 108,5 м. Эта статуя, изготовленная в 1770-х годах скульптором Ж. Перего, считается покровительницей Милана и символом города. Ее изображение можно встретить в Милане практически повсеместно. Среди других скульптур Миланского собора совершенно необычно выглядит статуя великого князя Киевского Владимира Мономаха.

Внутри собор огромен и торжественен. Величественные своды опираются на могучие колонны, теряющиеся в таинственном полумраке, создаваемом многочисленными цветными витражами. В праздничные дни собор, заполненный народом, не выглядит тесным — кажется, что он огромен. К Миланскому собору, наверное, более всего подходит определение «великий». Впрочем, он велик не только размерами и обликом, но и всей своей многовековой историей, и своей ролью в жизни Милана в разные эпохи, и своим неслыханным по щедрости убранством, напоминающим музей мраморной скульптуры. Не зря же даже в Италии, чрезвычайно богатой памятниками культуры и искусства мирового значения, Миланский собор называют «восьмым чудом света».


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Италия (Деян. ХVIII, 2, XXVII, 1, 6, Евр. ХIII, 24) — общеизвестное европейское государство, в котором во дни Господа Иисуса Христа и апостолов столицей был г. Рим на р. Тибре. В Новом Завете означенным словом указывается на полуостров Италийский, простирающийся от Альпийских...
Величайшие храмы мира
Известно, что «на стыках» различных культур благодаря взаимодействию несхожих элементов обычно возникают самобытные оригинальные формы. Такова блистательная культура Сицилии XII столетия. Этот остров постоянно подвергался нападениям со стороны византийских, арабских,...
Величайшие храмы мира
Все, что минутно, все, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик, И догорает позолота В стенах прохладных базилик, — писал об этом удивительном городе Александр Блок. Равенна...
Величайшие храмы мира
«Воспоминание о Сиене в ряду других итальянских воспоминаний остается самым светлым и наиболее дорогим. Вдали от Италии образ этого благороднейшего тосканского города, как ничто другое, заставляет грустить о прошедших и счастливых странствиях. В нем соединяется все то, что...
Величайшие храмы мира
Римский Пантеон — грандиозный и на редкость хорошо сохранившийся памятник эпохи императора Адриана (117—138). Это величественное здание считается не только величайшим шедевром римской архитектуры, но и памятником всемирно-исторического значения. Пантеон — это храм всех богов,...
Величайшие храмы мира
Что такое Пизанская башня? Обычно это всемирно известное здание принято рассматривать как некое самостоятельное сооружение, стоящее где-то на отшибе и живущее своей самостоятельной жизнью... Ничего подобного. Пизанская башня — часть ансамбля городского собора Санта-Мария...
Величайшие храмы мира
Флоренция — центр итальянской области Тоскана. В этом прославленном своими традициями художественном центре еще в X—XI веках выработалась собственная школа архитектуры, продолжавшая позднеантичное направление. Грандиозный силуэт Флорентийского собора господствует над обликом...
Величайшие храмы мира
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венецианской лагуны. Во сне Марку явился ангел и...
Энциклопедия мифологии
В V в. до н. э. кельты расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов перебраться далее, на земли...

Поделиться:

Реклама