Майя - это...

МАЙЯ (букв. — "иллюзия") — в ранневедической мифологии — способность богов и демонов принимать всемыслимые обличья. Позднее — от буддизма и джайнизма до А. Шопенгауэра — термин "М." был распространен на весь материальный мир (последний целиком полагался созданным идеальным началом). Идея М. не означает ощущения несуществующего, т. е. восприятия того, чего нет; иллюзия означает, что нечто — Реальность — существует, но мы воспринимаем и видим ее неверно, в ложных формах.

Согласно соответствующим воззрениям, М. обладает двумя свойствами: 1) наложением покрова и отбрасыванием; 2) усечением. Первое подобно вуали, скрывающей нечто, так что многое, существующее в Божественном мире, становится невидимым в проявленном мире. Второе свойство означает то, что происходит, когда разум приступает к своей деятельности с доступным, оставшимся после того, как на реальность наброшена вуаль. Сначала познавательная активность включает в себя напряженный труд, при небольшом использовании интеллекта; со временем разум добивается все большей и большей упорядоченности и гармоничности постигаемых объектов и форм. Тем не менее и в упорядоченности, и в хаотичности, и в изменчивости присутствует М., и сознание должно преодолеть ее для освобождения от оков субъективного и объективного мира. Не существует ничего помимо Реальности, однако, когда большая ее часть сокрыта, как женское лицо за наложенными друг за друга полупрозрачными вуалями, мало что Реального можно увидеть. При этом предполагается, что все видимое является по-прежнему Реальностью — как и лицо за вуалями. Таким образом, иллюзия возникает из-за нашей неспособности проникнуть взором сквозь покровы Реальности, ибо большинство наших желаний расположены по нашу сторону покровов; однако полной М. и только лишь М. в наших ощущениях не бывает никогда. Понятие "М." часто сопровождается прилагательным "неописуемая"; это означает, что ее нельзя однозначно описать как реальную или нереальную, поскольку М. относительно реальна в пределах М., но полное поле М. (или разделение, или относительность) нереально, представляя собой только лишь совокупность множества иллюзий.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр.). 1. Исчерпывающее и творческое знание, мудрость, существующая исстари, изначально выраженная в Ведах, но впоследствии искаженная производным вторичным чувством, хитростью, магией, иллюзией феноменальное сознание сила самоиллюзии в Брахмане космическая сила,...
Философский словарь
- 1) в буддизме мать царевича Гаутамы, будущего Будды; 2). филос. категория в различных направлениях индуизма и буддизма: а) причина видимости, кажимости, иллюзорности мира, особая сила бога, с помощью к-рой вечный, бесконечный, единый Брахман предстает конечным, множественным,...
Философский словарь
(санскр. "иллюзия", "обман") - один из основных терминов, относящихся к фундаментальным миросистемным представлениям индуистской и буддииской религиозно-философских традиций Впервые встречается в Ведах в качестве характеристики способности богов (дэва), демонов (асура, ракшас)...
Философский словарь
(инд. слово, означающее иллюзию): (санскр.): означает относительность, относительную правду, творимый разумом и физической силой мир, не дающий полного представления о реальности; неистинный, иллюзорный мир, создаваемый неведением, в противоположность тому неконвенциальному,...
Словарь индуизма
(колдовские чары; наваждение) - в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо М. совершенно необъяснима) мир как только-кажимость, только-явление. Мир нереален, реален лишь Брахман. То, "почему" мир кажется миром, а не Брахманом, и есть М.; хотя, будь это...
Энциклопедия мифологии
(Maia, Μαι̃α). Дочь Атланта и Плейоны, старшая и самая красивая из Плеяд. Она родила Гермеса от Зевса.
Словарь восточных терминов
иллюзия, нереальность; вид`ение. В некоторых индуистских философских учениях считается источником субъективного восприятия мира.

Поделиться:

Реклама