Крещение - это...

КРЕЩЕНИЕ — первое из христианских таинств, принимаемое, согласно изложению Н. И. Барсова, всеми христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом смысле, и знаменующее собою вступление в состав церковного общества. Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности — халдеев, финикиян, египтян, персов, отчасти у греков и римлян, но особенно у евреев — придавалось особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения. У древних римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, причем нарекали им имя. Как особое сакраментальное установление К. существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев задолго до появления христианства. Даже у последователей Моисеева закона оно существовало некоторое время как "утверждение обрезания" (см.; см. также Машиах), его дополнение. Наконец, К. упоминается в числе мистерий секты ессеев, у которых совершалось с особыми тайными церемониями. На почве христианства установлению собственно христианского таинства К. предшествовало "К. Иоанново" — Иоанна Крестителя, или Иоанна Предтечи (Деян 19:4), который, проповедуя иудеям грядущего Мессию, крестил в Иордане приходивших к нему и самого Иисуса Христа. Когда именно было учреждено собственно христианское К., об этом существуют между богословами различные мнения. Некоторые (Августин Блаженный) утверждали, что слова Евангелия "Сам Иисус не крестил, а ученики Его" (Иоан 4:2) указывают на установление христианского К., совершавшегося апостолами согласно полномочиям, обретенным от Иисуса Христа; другие относят начало его к беседе Иисуса Христа с Никодимом (Иоан 3), третьи — ко времени послания Иисусом Христом на проповедь семидесяти апостолов (Лук 10). На основании евангельской параллели между деятельностью Предтечи и деятельностью Иисуса Христа (Матф 3:1—2, 5—6; Лук 7:29—30) большинство богословов констатирует, что во время земной жизни Иисуса Христа учениками его совершалось еще К. Иоанново, а христианское К. было установлено лишь словами, сказанными Иисусом Христом к апостолам перед вознесением Его на небо: "идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф 28:19; Мар 16:16). При апостолах К. предшествовало наставление вере в Иисуса Христа. Само К. совершалось через погружение в воду. У ап. Павла К. называется также "банею" возрождения. Во времена послеапостольские взрослые приготовлялись к К. через оглашение. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли "слушающие", т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания Св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, "припадающие", или "преклоняющие колена", имели право присутствовать во храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли "требующие", т. е. готовые принять К. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения — о Св. Троице, о Церкви и т. д. Перед Пасхой желавшие принять К. вносили свои имена в список крещаемых (о чем говорит 4-й Карфагенский Собор). В Риме это обыкновенно делалось за 40 дней до К., после чего оглашенным присваивалось название избранных; они облекались во власяницу, появлялись между людьми не иначе, как с закрытым лицом, соблюдали суровый пост. В четвертое воскресенье поста у латинян, во второе у греков им назначались новые христианские имена, после чего они исповедовались. Перед самой Пасхой они изучали символ веры и молитву Господню и подвергались заклинаниям, что вместе носило название скрутиций. Оглашение обыкновенно продолжалось два года, иногда более (для бывших жрецов — три года), иногда — менее. Иногда оглашенные откладывали К. до последних дней жизни, чтобы умереть свободными от грехов (так было, напр., с Константином Великим). Церковь, вообще говоря, не одобряла "отлагающих К.". Совершителями К. торжественного (большого числа крестившихся) были обыкновенно сами епископы. Обычным в древности временем совершения торжественного К. было навечерие Пасхи и Пятидесятницы. Местом К. во времена гонений на христианство были реки, ручьи и т. п., причем нет указаний на то, чтобы перед К. совершался особый чин освящения воды. Со времени Константина Великого К. происходило в баптистериях — бассейнах воды, устроенных в особых зданиях или при самом храме. О том, что К. совершалось только через погружение, письменные памятники свидетельствуют единогласно (на Востоке — до 8 в. включительно, на Западе — до 6 в.). Непосредственно после погружения на Западе пресвитер помазывал чело крещаемого священным елеем, а епископ возлагал ему на главу покрывало; затем его облекали в белую льняную одежду. На Западе ее носили восемь дней; в Египте ее сохраняли до самой смерти, надевая в наиболее торжественные моменты жизни и перед самой смертью. На новокрещенного возлагался иногда венок из цветов, из миртовых или пальмовых листьев; в Африке, кроме того, ему надевали на руку перстень, по подобию евангельского блудного сына; по некоторым известиям, новокрещенному давались особые благословенные туфли. В некоторых церквах если не сам епископ, то пресвитер или диакон умывал и утирал ноги крещенного по выходе его из воды. Со светильниками в руках новокрещенные шли процессией из крещальни в храм, где причащались Св. Тайн; после этого им давали вкушать мед, смешанный с молоком, в знак вступления их в Церковь как в некую новую "обетованную землю, кипящую медом и млеком". Мученики, над которыми Церковь не имела возможности совершить К. водное, считались крещенными в самом акте мученичества; это называлось "крещением кровью". В Азии и Африке еретиков, обращавшихся к Церкви, перекрещивали, в Риме же довольствовались возложением на них рук епископом. Позже было установлено перекрещивать только тех еретиков, которые крещены были не во имя Отца и Сына и Св. Духа. Тяжелобольных и заключенных в тюрьмах крестили через обливание или окропление. К. младенцев еще со времен апостольских составляет бесспорное установление Церкви. По общему учению православия и католичества, К. есть таинство, в котором крещаемый с произнесением слов "крещается во имя Отца и Сына и Св. Духа" Божьей благодатью очищается от всякого греха и становится оправданным и освященным. К. как духовное рождение не повторяется, если один раз совершено правильно. Протестантство считает К. лишь внешним символом даруемого человеку, независимо от его воли, прощения грехов. По Кальвину и Цвингли, К. — простой "знак божественной благодати, удостоверяющий верующих в божественных обетованиях". Анабаптисты, отвергающие К. младенцев, считают К. аллегорическим знаком возникающей и развивающейся независимо от него духовной жизни христианина. Социниане учат, что К. не есть орудие благодати, преподаваемой верующим, а простой обряд, совершаемый лишь для того, чтобы отличить христианина от нехристиан. В Православной Церкви взрослого (с 7 лет) крестят не иначе, как по научении вере или оглашении; что касается младенцев, то забота о научении их вере возлагается на восприемников. До К. взрослых над ними совершаются в притворе церкви три оглашения. В случае смертной опасности для крещаемого К. совершается по сокращенному чину; если нет при этом священника, позволяется совершать К. мирянину (под условием, чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был двоеженцем и не совершил тяжкого греха) через погружение или обливание, но под непременным условием произнесения слов: "крещается во имя Отца и Сына и Св. Духа". В случае выздоровления крещенного сокращенным способом священник дополняет К. чтением всех опущенных молитв, положенных по полному чинопоследованию таинства.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
таинство, символический акт, сопровождающий добровольное принятие кем-либо новой веры в христианских конфессиях и выражающийся в полном или частичном погружении в воду или окроплении водой. Крещение, по сути дела, символически означает очищение тела и души, как и у...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
КРЕЩЕНИЕ — обряд посвящения в христианскую веру посредством погружения в воду или окропления водой. Исторически оно считалось актом очищения и актом нового рождения, так как купель была символом непорочной утробы Девы Марии, из которой посвященный рождается вновь. Крещение...
Библейская энциклопедия
Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не...
Философский словарь
- одно из 7 христ. таинств, к-рое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утверждениям духовенства, в результате К. «человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую». Ведь, по христ. представлениям, люди рождаются запятнанными первород...
Философский словарь
(Греч.) Ритуал очищения, совершавшийся во время церемонии посвящения на священных танках Индии; а также более поздний идентичный ритуал, установленный Иоанном "Крестителем" и применявшийся его учениками и последователями, которые не были христианами. Обряд этот уже поседел...
Словарь церковных терминов
ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский и затем...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IКРЕЩЕНИЕ ИОАННА1) К в НЗ имеет прообразы в ВЗ: очищающие и ритуальные омовения (Лев 14:8; 15:5; 17:16 и проч; см Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение см Омовение), к-рые в пророч предсказаниях становятся символом очищения от грехов (Ис 1:16; 4:4; Иез 36:25; Зах 13:1)...
Словарь символов
Инициация, смерть и возрождение, восстановление, обновление, смерть для титанической природы человека и возрождение его водой, огнем, или ветром в божественном состоянии. олицетворяет регрессию во все большую недифференцированность, размывание форм и реинтеграцию с...

Поделиться:

Реклама