Храм Зевса в Олимпии - это...

Олимпия — крупнейший религиозный центр Древней Греции. Само его название связано со священной горой Олимп — обиталищем богов. Этот древнегреческий город, расположенный в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос, издавна являлся одним из самых почитаемых святилищ Эллады. Даже после покорения Македонией, а затем Римом роль Олимпии в культурной и религиозной жизни Греции продолжала сохраняться, и слава ее не угасала вплоть до крушения античной цивилизации.

Слава Олимпии определялась не только знаменитыми спортивными состязаниями — олимпиадами, начало которых было положено в основу греческого летосчисления. Здесь со времен глубокой древности существовал знаменитый оракул, где можно было получить предсказания от жрецов Зевса Олимпийского. К оракулу Зевса обращались за советом греки самых различных областей античного мира.

Уже в ранние века своего существования Олимпия служила центром, объединявшим различные, порой враждовавшие друг с другом греческие племена. Это был своеобразный духовный центр, напоминавший грекам разных племен об их родстве. В Олимпию с дарами Зевсу приезжали не только греки Балканского полуострова, но и жители городов-колоний, расположенных вдали от метрополии — на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке и других районах Средиземноморья.

С Олимпией связаны имена многих древних историков, философов, ораторов. Здесь перед лучшими представителями греческого общества Геродот читал главы своей «Истории». В Олимпии можно было слышать философские беседы Платона и Сократа, приходившего сюда пешком из Афин, речи известного оратора Демосфена. Знаменитый греческий поэт конца VI—V веков до н.э. Пиндар превозносил Олимпию в своих одах: «Нет другой звезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех игр благородней, — Олимпийские игры».

Существование Олимпии как культового центра уходит в глубокую древность. Еще до нашествия дорийцев на территории Олимпии уже имелись постройки религиозного назначения. Особенно быстро святилище стало развиваться с VIII века до н.э. — в связи с Олимпийскими играми. Но самые большие строительные работы здесь велись во второй четверти V века до н.э., после победоносного завершения греко-персидских войн. Именно тогда, в 468—456 годах до н.э., архитектор Либон из Элиды возвел здесь знаменитый храм Зевса Громовержца, Зевса Олимпийского. Подобно великим храмам Афин, его строительство было связано с решающей победой греков над персами при Платеях (479 г. до н.э.) и принятой вслед за этим программой возрождения греческих святынь.

Древнегреческий географ Павсаний, автор «Описания Эллады», сообщает, что храм Зевса в Олимпии был сооружен на средства из той добычи, которую элейцы получили, захватив Пису и те окружные поселения, которые вместе с писейцами отпали от них. В другом месте Павсаний пишет о приношениях в связи с военными победами в уже выстроенный храм: «С обеих сторон крыши храма в Олимпии стоят позолоченные чаши; статуя Победы, тоже позолоченная, стоит на самой середине фронтона; под статуей Победы прикреплен золотой щит с рельефным изображением Медузы Горгоны. Надпись на щите указывает на тех, кто его посвятил и по какому поводу он посвящен. Она гласит следующее:

В храм сей щит золотой спартанцы после Танагры
Вместе с союзным своим войском его принесли в дар,
Победив аргивян, афинян, а также ионян.
Взятой добычи врагов — это десятая часть.


Храм Зевса Олимпийского воплощал в себе один из лучших образцов греческого храма раннеклассического стиля. Правда, педставить сейчас его архитектурный облик довольно трудно, так как он очень сильно разрушен. Сохранившиеся фрагменты позволяют думать, что это был характерный для раннеклассической Греции храм-периптер. На мощном фундаменте, уходящем вглубь на 4 м, покоился стилобат размерами 64,12 x 27,68 м, состоящий из трех ступеней, несущих дорические колонны высотой 10,43 м (по шести на торцовых и по тринадцати — на боковых сторонах). В храме Зевса в Олимпии, как и в других постройках того времени, архитектурные элементы отличались собранностью масс, строгостью очертаний.

Материалом для строительства храма послужил твердый известняк-порос из расположенных на берегу Алфея каменоломен. На грубую шероховатую поверхность стен был нанесен слой мраморной штукатурки, крышу покрывала мраморная черепица, что по тем временам считалось роскошью — обычно для перекрытий использовалась глиняная черепица. «Черепица на крыше сделана не из обожженной глины, но из пентелликонского мрамора, обработанного в виде черепицы, — пишет по этому поводу Павсаний. — Передают, что это — изобретение наксосца Бизея, статуи которого, как говорят, есть на острове Наксосе и на которых есть надпись: "Чаду Латоны воздвиг наксосец Эверг, сын Бизея. Первый из мрамора он стал черепицу пилить". Этот Бизей был современником Алиатта, царя лидийского, и Астиага, сына Киаксера, царствовавшего у мидян».

Мраморными были в храме Зевса не только черепица, скульптурные украшения фронтонов и метопы, но и часть карниза с искусно вырезанными львиными мордами — по пятьдесят одной на каждой продольной стороне храма. Они служили оберегами, отгоняющими зло (апотропеями), и одновременно украшали его и служили водостоками.

Великолепию храма способствовала яркая раскраска многих его частей. В римское время убранство храма дополнили золоченые бронзовые щиты, установленные консулом Муммием. Позолоченные статуи богини победы — Ники и большие позолоченные чаши на углах фронтонов достойно увенчивали этот выдающийся памятник раннеклассической архитектуры.

Внутреннее пространство храма Зевса — наос — было разделено двумя рядами колонн на три нефа и имело размеры 28 x 13 м. Оно освещалось только через восточную дверь 10-метровой высоты. В верхних частях боковых нефов имелись галереи, куда поднимались по деревянным лестницам. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу, ведущему к проходу между центральными колоннами. Пол в нем был выложен сперва галькой из реки Алфей, а позднее, в римское время, — мраморными плитами.

Всякий вступавший в храм оказывался в окруженном парными колоннами преддверии — пронаосе, пол которого украшали мозаики из цветной речной гальки. Отсюда широкий дверной проем вел в святилище, где стояла знаменитая статуя Зевса Олимпийского — одно из семи чудес Древного мира.

Статуя Зевса открывалась входящему в наос не сразу. Ее закрывал шерстяной занавес, протянутый на всю ширину храма. Как свидетельствует Павсаний, занавес был украшен пышными ассирийскими узорами и окрашен финикийским пурпуром. Он не раздвигался и не поднимался вверх, а на тонких шнурах опускался на пол, и тогда перед вошедшим в храм во всей красе открывалась огромная хризоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости, статуя Зевса Олимпийского.

Эта статуя, изваянная великим скульптором Фидием, потрясала современников и оставила глубокий след в истории человечесокй культуры. Более шестидесяти писателей древности писали про этот выдающийся памятник. В списке чудес света, составленном Антипатром Сидонским (II в. н.э.), ей отведено второе место, а Филон Византийский отмечал, что это произведение Фидия выделяется даже среди остальных удостоившихся этой чести шедевров.

В пластическом образе Зевса, созданном Фидием, нашли свое воплощение те возвышенные чувства греков к богу-громовержцу, которые звучат и в древнегреческой поэзии, в частности в оде Пиндара:

Зевс-Спаситель, Высокооблачный,
Ты, восседающий на Кроновом холме,
Ты, осеняющий широко текущий Алфей
И святую пещеру Иды! С мольбою,
Под посвист лидийских флейт,
Припадаю к тебе.




Павсаний так описывает статую Зевса Олимпийского:

«Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок как будто бы из ветки маслины. В правой руке он держит Нику (Победу), тоже сделанную из золота и слоновой кости, на ней повязка и венок на голове. В левой руке бога скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — это орел. Из золота же у бога его обувь и его плащ; на этом плаще изображены животные, а из цветов — полевые лилии».

Трон Зевса был изготовлен из золота, драгоценных камней, черного дерева и слоновой кости. Около каждой ножки трона были изображены четыре танцующие Ники, на перекладинах, соединявших ножки, — сцены спортивных состязаний и Геракл, сражающийся с амазонками.

Окружавшие трон барьеры были расписаны братом Фидия — художником Паненом, который работал вместе с великим мастером. Среди изображений на картинах Панена Павсаний упоминает Атланта, держащего свод неба, а также Геракла, Тезея и Перифоя; пишет он и о фигурах Эллады и Саламина с корабельными носами в руках; о Геракле, побеждающем немейского льва; о Гипподамии; о Прометее, закованном в цепи, которого освобождает Геракл; о Пенфесилее и Ахилле; о Гесперидах, несущих яблоки.

Трон Зевса Олимпийского украшали рельефы со сценами гибели дочерей Ниобы: в центре — мать, защищающая от стрел богов дочь, а слева и справа — агонизирующие жертвы Аполлона и Артемиды. В верхней части трона были изображены Хариты и Горы, на скамье под ногами Зевса — битва Тезея с амазонками, на пьедестале (длиной 9,5 м и шириной 6,5 м) — Гелиос, Зевс и Гера, Гермес, Гестия, Эрот и Афродита, Пейто, Аполлон и Артемида, Афина и Геракл, Посейдон и Селена. На скамеечке под ногами Зевса была вырезана скромная надпись: «Фидий, сын Хармида, афинянин, создал меня».

Статуя была огромна. По реконструкции археолога Ф. Адлера, подлокотники трона и ладонь правой руки Зевса с фигурой Ники находились на высоте капителей колонн первого яруса, а лоб Зевса — на уровне капителей колонн второго яруса. Как заметил Страбон, «если бы бог встал, то мог бы проломить головой крышу».

Гигантская статуя требовала тщательного ухода: слоновая кость чутко реагировала на влажность. Для предохранения от порчи жрецы должны были обильно смазывать ее маслом. «Пол перед статуей выстлан не белым, а черным мрамором, — пишет Павсаний. — Это черное пространство окаймляет несколько приподнятая полоса из паросского мрамора, чтобы задерживать сливающееся сюда масло. Масло очень полезно для статуи Олимпии. Это масло служит средством предохранить слоновую кость от той порчи, которую может принести болотистый воздух Альтиса. На афинском же Акрополе для статуи Афины, так называемой Парфенос (Дева), полезно не масло, а вода: вследствие высокого расположения Акрополя воздух там сухой, и статуя, сделанная из слоновой кости, требует воды и испарений от воды».

Огромное впечатление статуя Фидия произвела на римлян. Завоеватель Греции Павел Эмилий хотел увезти ее в Рим. А император Калигула приказал привезти из Греции изображения богов, прославленные почитанием или художественной ценностью, и в их числе статую Зевса Олимпийского: отняв у них головы, он собирался приставить к ним свою собственную. Однако как бы то ни было, гигантское изваяние осталось в Олимпии.

Изображение Зевса подвергалось нескольким реставрациям в разные времена; в частности, в эллинистическую эпоху ее реставрировал скульптор Дамафон Мессенский. При Юлии Цезаре ее подновляли после повреждения молнией.

Случались и попытки хищения отдельных частей скульптуры: так, Лукиан пишет об исчезновении двух золотых локонов, а Павсаний — о краже фигуры атлета.

О дальнейшей судьбе этого выдающегося произведения Фидия известно немного. После 384 года н. э. сведения о нем исчезают. Позже византийский историк Кедрен сообщал, что в 475 году статуя находилась в одном из дворцов Константинополя и сгорела там при пожаре.

В храме Зевса Олимпийского находилось много даров: статуи, треножники, венки победителей. Павсаний пишет о троне царя тирренцев Аримнеста, который первым из варваров стал делать посвящения Зевсу Олимпийскому; о статуях коней дочери царя Архидама Киниски — первой из женщин, одержавшей победу на олимпийских конных состязаниях; о мраморных портретных статуях императоров Адриана и Траяна; о статуях римского императора Августа из янтаря и вифинского царя Никомеда из слоновой кости.

Выдающуюся роль в истории искусства Древней Эллады сыграли скульптурные украшения храма Зевса, исполненные из паросского мрамора в 470—456 годах до н.э. Имена их создателей неизвестны. Найденные при раскопках в XIX веке, эти скульптуры хранятся сегодня в музее Олимпии.

На метопах храма были изображены двенадцать подвигов Геракла, на восточном фронтоне — миф о возникновении состязаний на колесницах. Сюжетом композиции западного фронтона является борьба кентавров с лапифами. В основе этих сцен лежит миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свой свадебный пир богов, героев и соседнее племя кентавров — полулюдей-полулошадей. Опьянев, кентавры попытались похитить женщин лапифов, в том числе и невесту Пейрифоя — Дейдамию. Герои вступили с ними в схватку.

Скульптуры занимают все поле фронтона, длина которого превышает 26 м, а высота — 3 м. В центре композиции скульптор поместил фигуру бога Солнца и искусств Аполлона, который в итоге и принес лапифам победу. Властным жестом руки он указывает на кентавров. Лицо бога дышит сдержанной силой и уверенностью в победе. Слева изображен вождь лапифов Пейрифой, сжимающий меч, рядом с ним — Дейдамия, которая отталкивает локтем вцепившегося в нее кентавра Баритона. Справа от Аполлона стоит афинский герой Тесей с двойным топором — его удар вот-вот обрушится на голову кентавра... Исход схватки еще не решен, но очевидно, что победа будет на стороне греческих героев: их лица спокойны и мужественны, тогда как лица кентавров искажены яростью и злобой. Сюжет этот был многократно использован греческими художниками как олицетворение торжества культуры (лапифов) над варварством (кентавры). После победы над персами эта мифологическая сцена на фронтоне храма Зевса Олимпийского приобрела особое звучание.

Храм Зевса Олимпийского с его скульптурным убранством, рельефными метопами и статуей Зевса — одно из самых значительных древнегреческих сооружений. Как бы ни были прославлены более поздние памятники архитектуры и скульптуры, печать гениальности Фидия, лежащая здесь на всем, позволяет признать, что более яркого художественного произведения в Древней Греции не возникало.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Греция — у пр. Захарии (IX, 13) Иония, а у пр. Даниила (VIII, 21) Греция, вообще была известна евреям под названием Иаван (Иез. XXVII, 13). В Нов. Завете под сим названием в более общем смысле разумеется собственно Греция, Иония и Малая Азия. Во времена Александра Македонского...
Величайшие храмы мира
В 450 году до н.э., почти одновременно с Парфеноном в Афинах, на Рыночном холме (Колон Агорайос) началось возведение храма, посвященного богу-кузнецу Гефесту, — Гефестиона. Его строительство, длившееся десять лет, было предусмотрено общей строительной программой Перикла, в...
Величайшие храмы мира
Акрополь — священный центр древних Афин. Во времена расцвета Афин здесь был создан грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, в котоырй вошли всемирно известные храмы Парфенон, Эрехтейон, Ареопаг, храм Афины-Ники. Центром афинского Акрополя является Парфенон — один из...
Величайшие храмы мира
Римский император Адриан (117—138 гг.) был большим поклонником греческой культуры. Известно, что во время путешествий его сопровождало много художников, в обязанность которых входили описания, зарисовки, архитектурные обмеры памятников искусства, попадавшихся на пути следования...
Величайшие храмы мира
Дельфы, один из древнейших городов Греции, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым Дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей Ойкумены. Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу...
Величайшие храмы мира
Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее известный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогий в древнегреческой архитектуре. Эрехтейон — второй по значению памятник Акрополя. В древности он...
Библейская энциклопедия Брокгауза
(Иония, Еллада):1) в Зах 9:13 Г названа Ионией (евр - Яван; Ис 66:19) Под царем Г (Дан 8:21; 10:20) подразумевается Александр Македонский;2) в НЗ Г (Елладой; Деян 20:2) названа рим провинция см Ахаия

Поделиться:

Реклама