Храм Минакши в Мадурае - это...

Обширный храмовый ансамбль Минакши в Мадурае располагается в южноиндийском штате Тамилнад, приблизительно в 520 км от Мадраса.

«Минакши» означает «рыбьеглазая». Так, по преданию, звали принцессу, у которой действительно были выпуклые и большие «рыбьи» глаза. Была у нее и еще одна особенность — она родилась на свет с тремя грудями. Озадаченные родители призвали на совет нескольких самых уважаемых мудрецов, которые предрекли, что третья грудь принцессы исчезнет в тот день, когда она повстречает своего будущего мужа. Это предсказание сбылось в тот день, когда принцесса Минакши встретила бога Шиву, представшего перед ней под именем Сундарешвара — «Повелитель красоты». Через восемь дней Минакши обручилась в Мадурае с богом Шивой.

В память об этом событии в Мадурае был сооружен громадный индуистский храмовый комплекс. Здесь хранятся святыни, связанные с Минакши и Шивой-Сундарешварой, и поэтому до сих пор это святилище остается одним из центров паломничества в Индии.

Создание храма Минакши (его еще называют Большим храмом) относится к XVII столетию, к годам расцвета Мадурая. Когда под натиском мусульманских султанов пало соседнее северное государство Виджаянагар, Мадурай стал единственным оплотом древней индийской культуры. С именем правителя Мадурая — царя Тирумалайи из династии Наяков, правившего в 1623—1659 годах, связан последний взлет средневекового индийского храмового зодчества.

Архитектура индуистских храмов отвечает основным положениям индуизма — универсальной религии, распространившейся далеко за пределы Индии. Центральной идеей индуизма является положение о вечном круговороте бытия (сансара). На этом строится учение о перевоплощении душ. Всякое новое воплощение считается звеном в длинной цепи рождений: человек умирает, но его душа обретает новое тело. Так продолжается до тех пор, пока эта личная душа — Атман — не сольется с вселенским Абсолютом — Брахманом. Место человека в каждом новом воплощении, его положение в обществе и судьба зависят от его деяний, благих или дурных поступков в прошлых воплощениях. Возмездие за грехи определяется законом кармы. Нормы праведной жизни устанавливает дхарма — правила поведения, указывающие, что есть добро, а что зло. Путем, ведущим к конечному «освобождению» от пут кармы и спасению, считается высшая абстрактная мудрость («путь знания»). В этом состоит принципиальное отличие индуизма от христианства, где путем к спасению является не бесстрастный «путь знания», а любовь к ближнему, проявляющаяся в активных действиях.

Комплекс храма Минакши занимает площадь 258 x 223 м. Распланированную территорию ансамбля со множеством внутренних двориков и водоемов для омовения украшают восемь башен-гопурамов. Четыре из них возвышаются на наружных стенах храмового комплекса, отмечая места ворот. Другие четыре, меньших размеров, — на ограде, находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого гопурама — 50 м. Для увеличения эффекта масштабности его многочисленные ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает традиционный для Южной Индии каменный валик-цилиндр.

Большинство зданий из всего комплекса храмовых построек относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по красоте Тысячеколонный зал Шивы, вероятно, построен несколько ранее — в середине XVI века.

В облике главного святилища храма Минакши можно наглядно видеть те перемены, которые претерпело индийское искусство в период упадка. Храм, построенный в XVII веке, утратил прежнее значение центра всего ансамбля, лишился традиционной для древних храмов Индии башни-шикхары. Это всего лишь невысокое здание с плоской крышей, окруженное обширной сетью внутренних крытых дворов и коридоров с многоколонными галереями. Богатство украшенных фигурами колонн, коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным. Среди этого лабиринта выделяется знаменитый Тысячеколонный зал бога Шивы. На самом деле здесь не тысяча, а более двух тысяч колонн. Считается, что здесь невозможно найти две похожие между собой колонны. При этом они оформлены с необычайной щедростью, убранство многих колонн выглядит даже перегруженными, но при этом они не теряют своего изящества и выглядят очень пышно. Изучение скульптур, которые украшают колонны, могло бы занять много месяцев. Среди них — боги, богини, эпические герои, танцовщицы и музыканты, драконы, фантастические существа, животные. Они как бы иллюстрируют все неисчерпаемое богатство индийской мифологии. В Тысячеколонном зале сейчас устроен музей, но сам храм Минакши продолжает функционировать и оставаться местом паломничества, сюда ежегодно устремляются десятки тысяч людей. Существуют свидетельства о 64 чудесах, которые Шива якобы свершил в храме Минакши.

Перед входом в храм паломники совершают ритуальные омовения в огромном пруду, называемом прудом Золотой Лилии, и в нескольких водоемах поменьше. К пруду Золотой Лилии ведет прямая отвесная лестница, окруженная расписной колоннадой.

Храм открыт для паломников и днем и ночью. Многочисленные торговцы держат здесь свои лавочки и торгуют всевозможными сувенирами — от крошечных фигурок Шивы до пряностей и благовоний. Весьма популярна также сандаловая паста — ее приносят в дар богам для умащения священных статуй.

Центральное святилище Шивы скрыто в небольшом, таинственном и сумрачном помещении и доступно только ограниченному числу священнослужителей и немногим избранным. Центральная ось храма и святилища Сундарешвара направлена с востока на запад. Внутри храма есть специальный проход для торжественной процесии — пуджа, ведущий вокруг святилища и позволяющий обойти вокруг него по часовой стрелке. По праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. В колесницы впряжен слон — в честь слоноподобного бога Ганеша. Фигура этого божества тоже часто встречается в храме.

В храме Минакши часто организуются приуроченные к праздникам торжественные процессии, сопровождаемые музыкантами. Ежегодно в январе — феврале в Мадурае отмечается праздник Теппам — «праздник на плотах», который всегда привлекает множество паломников. Изображения Шивы-Сундарешвары и трехгрудой Минакши выносят из храма и провозят на плотах по искусственному озеру Мариамман-Теппаккулам. За ними на плотах и лодках плывет вся праздничная процессия. На одном из островов посреди озера стоит храм, построенный в то же самое время, что и храм Минакши.

Храм Минакши в Мадурае наряду с несколькими другими храмовыми ансамблями Южной Индии завершил собой развитие традиционной индийской храмовой архитектуры. В период начавшейся в XVIII веке европейской колонизации крупное храмовое строительство в Индии прекратилось.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Индия (Есф. I, 1, VIII, 9). В Свящ. Писании Ветхого Завета об Индии и индийцах вообще упоминается очень мало. Во II кн. Езд. (III, 2), например, границы стран подвластных ц. Дарию определяются следующими словами: от Индии до Ефиопии — в ста двадцати семи сатрапиях. Точно так же...
Величайшие храмы мира
Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства является комплекс пещерных храмов Аджанты. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны. Комплекс подземных...
Величайшие храмы мира
В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них...
Величайшие храмы мира
Три великих храмовых города — Бхуванешвар, Пури и Конарак — составляют «золотой треугольник» индийского штата Орисса. Вершинами этого треугольника являются знаменитые храмы Лингараджа в Бхуванешваре, Сурьи в Конараке и Джаганнатх в Пури. Пури — один из главных священных городов...
Величайшие храмы мира
В конце XII столетия в Северную Индию вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури, сломившего сопротивление разобщенных индийских княжеств. В результате к началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманское государство — Делийский...
Величайшие храмы мира
Город Амритсар, расположенный в индийском штате Пенджаб, — священный город сикхов. Здесь, на берегу одноименного озера, возвышается знаменитый Золотой храм — Хари Мандир, главная святыня сикхской общины. Еще во времена глубокой старины берега этого озера, в ту пору окруженного...
Величайшие храмы мира
«Симхачалам» означает «холм льва». Так называется гора, на вершине которой на высоте 244 м над уровнем моря стоит одноименный индуистский храм. По преданию, в древние времена вершина горы была обиталищем свирепых львов. Храм Симхачалам, также известный как Симхагири, расположен...
Величайшие храмы мира
В 1933—1938 годах на деньги семейства крупных индийских промышленников Бирла в Нью-Дели был построен храм Лакшми-Нарайяна, сегодня более известный как храм Бирла. По замыслу архитекторов, храм должен был воплотить идею единства Индии. В церемонии открытия и освящения храма...
Величайшие храмы мира
Танджавур — один из древнейших городов Южной Индии. Его расцвет приходится на IX—XII века, когда он являлся столицей могущественной империи Чолов. В XVII веке Танджавур стал столицей одноименного княжества в составе Маратхского государства. С середины XVII столетия этим...
Величайшие храмы мира
Тирупати (штат Андхра-Прадеш) — один из наиболее известных священных центров Индии. Своим возникновением город обязан храму Шри Венкатешвара, чья история насчитывает более 1200 лет. Храм располагается на одной из вершин невысокого горного массива Тирумала, высота которого...

Поделиться:

Реклама