Храм Гроба Господня в Иерусалиме - это...

«Храм Гроба Господня — единственное место во Вселенной, история его — история земли и неба в их взаимном соотношении», — писал в конце XIX столетия русский паломник, побывавший в Иерусалиме. Действительно, другого такого храма на Земле нет. Храм Гроба Господня в Иерусалиме — священный центр христианства, религии, за две тысячи лет распространившейся по всей планете и объединяющей сегодня около трети населения Земли. Ни одна из других мировых религий не знает ничего подобного.

Храм Гроба Господня сооружен на месте, где завершился земной путь Христа и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением и воскресением. Огромное, чрезвычайно сложное сооружение включает в себя около сорока различных зданий, и ориентироваться без плана в нем довольно трудно. В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Иисус, и пещера Гроба Господня. Под зданием храма имеются подземные ходы, тайны которых известны лишь «малому числу избранных». Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская.

За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново. «Все фанатики мира поочередно разрушали его», — с горечью замечал один из паломников. Существующее здание храма Гроба Господня построено после опустошительного пожара 1808 года. Спустя несколько лет в этом новом храме обвалился главный купол, который был возведен заново в царствование русского императора Николая I на средства двух правительств — России и Франции.

Первый храм над Гробом Господним был воздвигнут по повелению императора Константина Великого и его матери, царицы Елены. В Мюнхенском музее находится рельеф из слоновой кости, изображающий, как предполагают, этот первый христианский памятник над Гробом Господним. Вероятно, что по образцу этого храма впоследствии был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, где, по преданию, крестился князь Владимир Киевский.

Затевая строительство, император Константин стремился воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который «был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений». Великолепный храм был разрушен в 614 году персидским царем Хосроем II. Это было первым разрушением храма Гроба Господня.

После разорения патриарх Иерусалимский Модест попытался восстановить отдельные фрагменты храма, прежде всего над пещерой Гроба и на Голгофе, но и эти постройки в 1009 году были разрушены арабами.

В XII столетии византийский император Константин Мономах воздвиг над Гробом Господним новый храм, но, увы, он был весьма далек от своего предшественника. Русский паломник XII века игумен Даниил писал, что «верх церковный не до конца сведен камением, но токмо сперт досками и древом тесаным плотническим образом, и тако есть без верха не покрыто ничем же». Крестоносцы, овладевшие Иерусалимом, увидев бедственное положение храма, заложили в 1130 году новый храм. Но этот храм был так же непрочен, как и владычество крестоносцев на Святой земле, и представлял собой временную постройку. В XVI веке, при императоре Карле V и его сыне Филиппе, храм крестоносцев был разобран и на его месте сооружен новый храм, просуществовавший вплоть до пожара 1808 года.

Сегодняшний храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений — храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Прямо напротив входных дверей, на расстоянии нескольких шагов от них, на мраморном полу лежит «камень миропомазания», обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса. Камень этот выглядит как плита из бледно-розового мрамора. Над ним устроен невысокий балдахин на четырех металлических столбах, на нем висят неугасимые лампады.

За «камнем миропомазания» возвышается глухая стена главного храма — Воскресенского собора. Эта стена представляет собой как бы второй, внутренний, храм в храме Гроба Господня. Справа от камня расположен вход на Голгофу, находящуюся под одной крышей с храмом Гроба Господня. Слева располагается обширная — около 32 м в диаметре — ротонда центрального здания храма, перекрытая голубым куполом. Ее окружает колоннада из 18 массивных колонн. В центре ротонды возвышается мраморная часовня (Кувуклия) над пещерой Гроба Господня. Эта часовня — центр всего комплекса. Здесь, на этом месте, был погребен Искупитель мира, воскресший в третий день после своей смерти на кресте. Здесь, на этом месте, по словам евангелиста, «смерть была поглощена победою».

Существующая часовня построена в 1810 году. Архитектор ее, грек с острова Митилена, не поскупился ни на количество архитектурных деталей, ни на тонкую отделку колонн, капителей, карнизов, балюстрад и других украшений. Часовня перекрывает пещеру, где был установлен гроб с телом Христа, и разделена на две неравные части: первая, более обширная, называется приделом Ангела, а вторая, очень маленькая, — собственно пещера Гроба Господня.

Посредине придела Ангела стоит невысокий аналой из мрамора, в который вделана часть камня, заграждавшего вход в пещеру Гроба Господня. Как рассказывает евангелист Матфей, «Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем». В память об этом событии придел и получил название «придел Ангела». А в пещере Гроба Господня стоит «лавица» — каменное ложе, на котором покоилось тело Христа. Это «единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения»: вторично Христос явится уже во славе своей судить мир.

С первых веков христианства ложе Гроба Господня, или «лавица святая», служит алтарем для совершения литургии. Длина «лавицы» около 2 м, ширина — 1,5 м. «Лавица» отделана плитами белого мрамора, причем верхняя плита имеет поперечную трещину, о происхождении которой рассказывают самые разные предания. 43 лампады, зажженные представителями исповеданий православного, католического, армянского и коптского, день и ночь освещают темные невысокие своды пещеры Гроба Господня. На ложе Гроба ежедневно совершается три литургии: православная, католическая и армянская.

Вторая святыня храма Гроба Господня — Голгофа. Вход на нее устроен прямо из храма. К вершине горы, где был распят Христос, ведут 18 мраморных ступеней крутой лестницы. От алтаря храма Воскресения на Голгофу ведет другой ход, предназначенный главным образом для священнослужителей. Голгофский храм представляет собой небольшое, почти квадратное пространство размером 12 x 12 м, перекрытое невысоким сводом. Пол выложен мраморными мозаиками. Свет в храм попадает через единственное окно, выходящее на площадку перед храмом Гроба Господня.

Голгофский храм разделен сквозной аркой на две равные части, левая часть — место распятия Христа, принадлежит православным, в правой части находится католическая капелла. Так как они отделены только сквозной аркой, то молящиеся православные свободно видят и слышат католическую мессу, и наоборот.

На том месте, где возвышался крест Искупителя мира, сегодня стоит на четырех мраморных столбах престол для совершения бескровной жертвы. Яма от креста находится под престолом и обозначена серебряным кругом. Места, где стояли кресты двух разбойников, распятых вместе с Христом, обозначены на полу двумя черными кругами.

Справа от престола через застекленное окошко в полу храма можно видеть ту самую расселину в камне, которая образовалась в минуту последнего вздоха умирающего Иисуса. Об этой расселине упоминает евангелист Матфей, про нее писал в IV веке святой Кирилл Иерусалимский. В XIX столетии ее неоднократно исследовали ученые, особенно тщательно — в 1865 году профессор геолог Фрасс. По мнению ученых, геологический возраст расселины может совпадать с первыми годами нашей эры — времени земной жизни Христа.

У подножия Голгофы находятся гробницы первых королей Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами в результате Крестовых походов и через короткое время прекратившего свое существование.

Третью часть храма Гроба Господня составляет величественный соборный храм Воскресения, непосредственно примыкающий к храму Гроба Господня. В храме возвышается четырехъярусный иконостас, часть икон из которого, а также иконы цикла «Страсти Христовы» — пожертвования русского императора Александра I. Три больших паникадила, из которых среднее отлито из чистого серебра, пожертвованы другим русским императором — Николаем I. На Царских вратах храма можно видеть изображения двуглавого византийского орла.

В центре храма Воскресения на мраморном полу возвышается небольшой каменный пьедестал с вазой на вершине. Традиция считает его «пупом земли».

В приделе «Поругания и Тернового венца» хранится часть тернового венца Иисуса Христа. Широкая и длинная лестница ведет в подземный храм — место обретения Креста Господня. Здесь находится и армянская капелла, посвященная святым Константину и Елене. Тринадцать неровных ступеней ведут в крипту «Обретения Креста», где в 320-х годах императрица Елена, мать императора Константина, обнаружила Крест Господень с сохранившимися в нем гвоздями. Крипта «Обретения Креста» имеет высоту 4,8 м, длину 7,5 м и ширину около 6 м.

К числу других святынь храма относятся часовня Разделения Риз (собственность армянской церкви) — на этом месте римские воины, стерегущие распятого Христа, по жребию делили его одежды; часовня Пригвождения к Кресту, часовня Распятия, гробница Иосифа Аримафейского, принадлежащая эфиопской церкви, и «пещера Адама», в которой, по преданию, был найден череп Адама. Часть построек храма Гроба Господня занимает францисканский монастырь, где можно видеть фрагмент колонны, к которой был привязан Иисус Христос во время бичевания. Другие части этой колонны в разное время были отправлены в Венецию, в собор Сан-Марко, и в Испанию.

Храм Гроба Господня — место паломничества христиан всех направлений изо всех стран мира. Здесь ежедневно проводятся богослужения католиками, православными и монофизитами .


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Израиль (Богоборец) (Быт. XXXII, 28) — имя данное Иакову, когда он боролся с Богом в лице ангела Божия. И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. После сего события имена Иаков и Израиль употребляются, по-...
Величайшие храмы мира
В те годы, когда Римская империя еще не миновала зенита своего могущества, грозившего распространиться на всю ойкумену, произошло событие, коренным образом повернувшее всю историю человечества... «...Завоевания не избавили Рим от тяжких внутренних конфликтов. Земельные владения...
Философский словарь
- 1) имя, к-рое, согласно в.-з. сказанию, получил Иаков, один из патриархов др. евреев от бога (Быт., 32:28). В др. библ. рассказе бог дает это имя Иакову после возвращения того из Месопотамии (Быт., 35:10). Семитское имя встречается в дошедших до нас др. текстах, относящихся...
Философский словарь
(Евр.) Восточные каббалисты производят это слово от Изарала или Азара, Бога-Солнца. "Изра-ил" означает "борющийся с богом"; "солнце, поднявшееся над Иаковом-Израилем" означает Солнце - бога Изарала (или Изар-ила), борющегося с материей, и чтобы оплодотворить ее, имеющую...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Израиль (евр Йисраэл)IВ Быт 32:28 (ср Ос 12:4) знач имени И истолковано как "борющийся с Богом" Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как "Бог будет бороться, сражаться" или "Бог борется" Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в...
Энциклопедия мифологии
(евр. ji'œrâ'çl, от семитского имени, известного как личное имя в форме jsril в текстах второй половины 2-го тыс. до н. э. из Угарита и в форме Is-ra-il в ханаанейских текстах середины 3-го тыс. до н. э. из Эблы; толкование вызывает споры, возможно, от šrj, šr' «господствовать...

Поделиться:

Реклама