Храм - это...

ХРАМ (иврит. Бет га-Микдаш — "Дом святилища", Микдаш — "святилище") — в иудаизме, его Священном Писании — Танахе, вошедшем в состав христианской Библии (см.; см. также Ветхий Завет), главное святилище, посвященное Единому Богу в Иерусалиме, важнейшая святыня еврейского народа, связанная не только с воспоминанием о славном и долгом историческом прошлом (Х. существовал на протяжении 10 веков — с 10 в. до н. э. по 1 в.), но и с будущим — с мессианскими (см. Машиах) чаяниями и надеждами. В Танахе Х. обычно именуется словосочетанием "Бет YHWH", включающим непроизносимый Тетраграмматон и обычно читающимся как Бет Адонай — "Дом Господа" или Бет Элогим — "Дом Бога" (см. Элогим, Бога Имена). Название Бет ѓа-Микдаш редко встречается в Танахе, но именно оно закрепилось в иудейской традиции, начиная с эпохи Мишны.

В отличие от язычников, у народа Израиля поначалу не было стационарного Х. В древности, в эпоху праотцев, или патриархов, служение Богу совершалось с помощью жертвенника, находившегося на открытом месте, обычно высоком (бама; см. в ст. Авраам эпизод с жертвоприношением Авраама; см. также Тора). Важнейшим моментом в формировании народа как сакральной общности стал Исход из Египта и Синайское Откровение (см. Тора, Моше), и для иудейского религиозного сознания на самом раннем этапе Единый Бог был Богом вольных пространств, Который вел Свой народ через пустыню, Который осознавался — в отличие от языческих богов — как принципиально невместимый ни одним храмом, не могущий быть локализованным ни в чем материальном. Однако, согласно тексту Торы, пророк Моше (Моисей) по указанию Самого Бога сооружает переносное святилище — Скинию Завета, или Шатер Откровения, для общения с Богом и хранения главной святыни — Ковчега Завета с находящимися в нем Скрижалями Завета. После прихода израильтян в Ханаан и расселения в нем (см. в ст. Пророки — Книга Йеѓошуа бин Нуна) возникают святилища Бога Израиля в различных местах: в гилгале (недалеко от Иерихона); в Бет-Эле (Вефиле), где, согласно преданию, еще праотец Йааков (Иаков; см. Тора) основал святилище; в Шило (Силоме), служившим местом собрания Колен Израилевых; в Мицпе (Массифе); в Хевроне, в святилище которого был помазан на царство над коленом Йегуды (Иуды) Давид, и др. Святилище в Шило, где находился долгое время на хранении Ковчег Завета, уже именуется Бет Адонай (1 Сам, или 1 Цар 1:7, 24; 3:15).

Однако идея создания Х. как единого для всего Израиля религиозного центра, принадлежит царю Давиду, равно как и идея создания общеизраильской столицы. Перенеся Ковчег Завета в крепость Цион, цитадель нового города, Давид тем самым превратил Йерушалаим (Иерусалим) в святой город, вокруг которого должна была концентрироваться духовная жизнь всех двенадцати колен Израилевых. Особым местом сооружения будущего Храма Давид избрал гору Мориа (ныне Храмовая гора в Иерусалиме), на которой, по преданию, свершилось испытание веры Авраама (место Акедат Йицхак; см.; см. также Авраам, Тора). Однако в Обетовании, переданном через пророка Натана (Нафана) Давиду, было сказано, что Х. построит только сын Давида, ибо сам Давид много воевал, в то время как Х. должен быть посвящен Богу как абсолютному гаранту мира и гармонии (см. подробнее Давид). Первый Иерусалимский Храм был сооружен сыном и преемником Давида — царем Шеломо, или Соломоном, а потому часто именуется Х. Соломона. Строительство велось под руководством финикийских мастеров на протяжении семи лет и было завершено в 11-й год царствования Шеломо — ок. 950 до н. э. Ковчег Завета был торжественно перенесен в Х. и установлен в Святая Святых (см. ниже). Согласно 1-й Кн. Царей (3-й Царств), а также 2-й Кн. Хроник (2-й Паралипоменон), празднование освящения Х. в присутствии всех старейшин Израиля, глав колен и родов, длилось 14 дней (3 Цр 7—8:1—2; 2 Пар 5:2—3; см. подробнее Шеломо).

В царствование праведного царя Хизкиягу (Езекии, 715—687 до н. э.) Иерусалимский Х. был объявлен единственным законным местом отправления культа Единого Бога в Иудее, а после реформ царя Йошиягу (Иосии, 640—609 до н. э.), приказавшего разрушить все языческие алтари в в Иудее и Северном Израильском царстве, запретившего все формы идолослужения (см. Авода Зара), Х. окончательно превратился в единственный общеизраильский культовый центр.

Первый Х. был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II в 586 до н. э., и это было концом целой исторической эпохи, так и именующейся — эпоха Первого Х. В народном сознании Х. выступал как религиозный и национальный центр, а находившийся в нем Ковчег символизировал Божественное присутствие (см. Шехина). Однако еще до гибели Х. пророки, и в первую очередь Йирмеягу, или Иеремия, пророчествовали о возможной гибели Х., причиной которой явятся многочисленные грехи, и в первую очередь — идолопоклонство, периодически поднимавшее голову в среде народа Израиля. Одновременно Йирмеягу провозглашает в далеком будущем истинно духовные формы религиозного служения, для которых не будет надобности в материальном Х., ибо этот подлинный Х. будет в душе каждого человека. Гибель Первого Х. тяжело переживается народом, отправившимся в Вавилонский плен, и оплакивается в Плаче, приписываемом пророку Йирмеягу. Предполагают, что этот Плач (Кинот) исполнялся публично в день памяти гибели Х. — 9 Ава (см. Тиш’а бе-Ав) — уже в Вавилонском плену. Идея возвращения в Иерусалим и прежде всего восстановления Х. оказалась той великой сверхидеей, которая позволила народу сохранить аутентичность в языческом окружении.

Вернувшиеся из Вавилонского плена изгнанники организовали свою жизнь вокруг восстановленного Х. Он начал восстанавливаться в 538 до н. э., сразу после прибытия первой волны репатриантов под руководством Зеруббавеля (Зоровавеля), потомка Давида, а также священника Йеѓошуа (Иисуса). Однако затем строительство было прерванно из-за жалоб самаритян персидским царям и возобновлено лишь на второй год правления Дария, т. е. в 520 до н. э. (все это время службы велись во временном святилище). Особенно побуждал Зеруббавеля завершить строительство Х. пророк Хаггай (Аггей). По словам пророка, нищета и недавняя засуха — наказание за промедление в строительстве, а восстановление Х. принесет процветание (Агг 1). Его поддержал также пророк Зехарья (Захария). Работы были завершены в 516 до н. э., примерно через 70 лет после разрушения Первого Х. Как свидетельствует Книга Эзры (Ездры), при освящении Второго Х., старики, видевшие в детстве Первый Х., "плакали громко" (Эзр 3:12) — от радости и горя одновременно: от радости, что Х. восстановлен, и от горести, что он гораздо более скромен, чем Первый Х. Во Втором Х. уже не было Ковчега Завета, Святая Святых была пуста (см. подробнее Ковчег Завета). Х. действительно был небольших размеров, с небогатым убранством (об убранстве Первого Х. см. Шеломо). Однако постепенно он расширялся и все более украшался. Организация службы во Втором Х. была заслугой в первую очередь Нехемьи (Неемии), который ввел обязательную ежегодную десятину на нужды Х., священиков и левтов. В эпоху эллинского владычества, особенно при селевкидском правителе Антиохе IV Эпифане, Х. подвергся разорению (169 до н. э.) и осквернению (167 до н. э.): Антиох приказал установить в Х. алтарь Зевса и совершать богослужение по языческому образцу. Ответом на это было восстание под руководством Маккавеев из рода Хашмонаим, или Хасмонеев. Храмовая служба была прервана на три года и возобновлена лишь после освобождения Иерусалима Йегудой Маккаби (Маккавеем) в 164 до н. э., заново освятившим Х. и учредившим в честь этого события праздник Ханукка. С этого времени богослужение более не прерывалось — вплоть до гибели Второго Х., даже тогда, когда Ирод на 18-й год своего правления взялся перестраивать Х. Для этого была удвоена площадь Храмовой горы (вокруг нее была возведена мощная подпорная стена из камней весом до 100 тонн, а пространство между нею и горой засыпано землей). Высота Х. была увеличена на 20 м, ширина — на 15. Фасад здания был обновлен и имел квадратную форму 50 х 50 м. Фасад украшали четыре колонны коринфского ордера. Священная территория Х. была отделена забором из резного камня, на котором были укреплены таблички на греч. и лат. языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смертной казни запрещено входить внутрь (две такие таблички были найдены при раскопках в Иерусалиме). Двор Х. был разделен на Женский двор, двор Израильтян и священнический двор, непосредственно окружавший Х. В последнем дворе осуществлялись жертвоприношения на большом квадратном алтаре, в юго-западном углу которого были два отверстия для стока крови жертвенных животных: кровь стекала в трубу, которая вела к реке Кидрон (Кедрон). Х. Ирода был ослепительно белым прекрасным сооружением. Не случайно в Талмуде говорится, что "тот, кто не видел Х. Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания" (Бава Батра 4 а).

Второй Х. погиб во время штурма Иерусалима легионерами Тита в 70. Здание полностью сгорело, ибо Тит требовал разрушить его. При этом Х. отчаянно в течение пяти месяцев защищали повстанцы. В момент гибели в нем вершили службу священники, трубя в шофары; многие погибли в Х., некоторые защитники, видя, что весь Х. охвачен пламенем, бросались в огонь, чтобы погибнуть с Х. По укоренившейся привычке видеть во всех трагедиях и бедах народа его собственную вину, закономерную кару Божью (на этот раз, как объясняет традиция, за недостаточное выполнение заповеди "Любить ближнего, как самого себя"), еврейские законоучители совместили в народном сознании даты гибели Первого и Второго Х. и в еврейском календаре этот день отмечен как самый скорбный день в году — день траура и поста, день гибели Х. (см. Тиш’а бе-Ав).

После гибели Х. в Эрец-Йисраэль (Земле Израиля ) и странах рассеяния утверждаются новые формы религиозной жизни и богослужения, найденные еще в Вавилонском плену: уже параллельно со Вторым Х. в Иерусалиме и других городах Иудеи, а также в диаспоре существовали многочисленные синагоги. Собственно, синагогой во многом был и внутренний двор Х., где молились и читали Тору. Частично храмовые ритуалы перешли в синагогальную литургию, за исключением жертвоприношения, которое невозможно в синагоге (еврейская культура первой окончательно заменила жертвоприношение молитвой). В иудейском сознании Х. продолжает оставаться единственным местом жертвоприношения Богу и, несмотря на разрушение, местом пребывания Шехины — Божественного присутствия. На протяжении почти двух тысяч лет самым священым местом для иудеев остается уцелевшая часть западной стены ограды Х. — Котель га-Маарив (Западная Стена), или Стена Плача. Последнее название объясняется талмудической легендой о том, что сами Ангелы плакали, видя, как гибнет Дом Божий, и их слезы оградили от огня кусок стены. В сознании многих паломников, на протяжении двух тысяч лет стремившихся из разных стран рассеяния, чтобы прикоснуться к Стене Плача и помолиться возле нее, она связывается с огромным количеством слез страдания и радости, пролитых здесь. Согласно иудейским представлениям, именно молитва у Стены Плача наиболее действенна, самым прямым путем доходит до Всевышнего. Существует обычай оставлять в щелях между огромными тесаными камнями нижней кладки, подогнанными без всякого скрепляющего раствора, записки с просьбами к Богу.

Х. рассматривается еврейским религиозным сознанием как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира. Согласно мессианским представлениям иудаизма, Х. будет восстановлен только тогда, когда придет Машиах, или Мессия. Эпоха Третьего Х. мыслится как Мессианская эра.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
сооружение, предназначенное для религиозного культа. Западноевропейские слова, обозначающие храм, происходят от латинского tempus – время, древние римляне считали, что жертвоприношения необходимо совершать в строго определенные часы. Обязательным элементом любого храма является...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ХРАМ (от греч. templon) — архитектурное сооружение, используемое для богослужения сторонниками той или иной веры. Строительству храмов предшествовали алтари, расположенные на открытом воздухе, где в жертву божеству приносились домашние животные, птицы и пр. Древнейшие культовые...
Смирнов М.Ю. Реформация и протестантизм
ХРАМ — в протестантизме это здание, построенное или приспособленное для проведения богослужений и церковных собраний. Конфессиональная специфика протестантского христианства исключает представление о Х. как "жилище Бога". Он предназначен именно для собрания людей, объединенных...
Философский словарь
- собират. термин для обозначения зданий, в к-рых происходит отправление религ. культа. В каждой конкр. религии X. имеет особое наименование: в Христианстве - собор, костел, кирха; в ис-ламе — мечеть; в иудаизме - синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет...
Философский словарь
- культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов ( христианской церкви, мусульманской мечети, буддийского храма и др.) исторически видоизменялась, приобретала яркое национальное содержание. Часто храмы выполняли не только...
Словарь церковных терминов
- здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем. делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части...
Библейская энциклопедия Брокгауза
I ЗНАЧЕНИЕ СЛОВАВ Библии Х (лат templum, "помещение, посвящ божеству") - это святилище Господа в см Иерусалиме Евр слово хехал означает прежде всего "роскошный шатер" или "великолепное здание", при этом подразумевается дворец вост властителя; иногда слово хехал используется в...
Словарь символов
Imago Mundi, микрокосм, духовный центр мира, земной партнер небесного архетипа, место пребывания божества на земле, укрывающая сила Великой Матери, место встречи трех миров (ибо имеется контакт с небом, землей, подземным миром и водами), равновесие. символически считается самым...

Поделиться:

Реклама