Кама - это...

(др.-инд. kâma, «желание», «чувственное влечение», «любовь»), в древнеиндийской мифологии бог любви. К. определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы. В «Атхарваведе» его неоднократно призывают для помощи в любви. Образ К. получает развитие в эпической литературе: он - сын Лакшми, супруг Рати и Прити («любви»), отец Тришны («жажды»), один из вишведева. Согласно одному из мифов, К. нарушил подвижничество Шивы, что привело к браку последнего с Парвати. Разгневанный, Шива испепелил К., но затем, склонившись к мольбам Рати, возродил его. К. изображался юношей, восседающим на попугае (также - на колеснице); в его руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчёл и пятью стрелами из цветов, насылающими любовную страсть (ср. античные параллели - Эрот, Амур). На знамени К. изображён макара (фантастическое морское животное), во чреве которого К., согласно легенде, жил некоторое время. Пренебрежение дарами К. считалось тяжким грехом: в «Махабхарате» Арджуна, отвергнувший любовь Урваши, обречён в течение года быть евнухом.
Понятие К. служило в индуизме также обозначением чувственной, эмоциональной жизни и входило (наряду с дхармой, артхой - нормой практического поведения, а впоследствии и мокшей - избавлением от процесса перевоплощений) в число основных установок поведения, гармоничное сочетание которых считалось важнейшим долгом трёх высших варн. Наставления в К. составляли особый жанр (камашастра; одно из наиболее значительных - «сутра» Ватсьяяны, ок. 3-4 вв. н. э.) и на протяжении веков играли существенную роль в традиционной индийской дидактике.
Лит.: Schmidt R., Beiträge zur Indischen Erotik, Lpz., 1902; его же, Liebe und Ehe im alten und modernen Indien, В., 1904; Тhоmаs Р., Kama Kalpa or the Hindu ritual of love, 9 ed., Bombay, 1958; Fišer I., Indian erotics of the oldest period, Praha, 1966.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. желание). 1. Вожделение, чувственное влечение, любовь один из четырех интересов человека – удовлетворение желаний всех видов привязанность к существованию. Кама обычно отождествляется с Марой искусителем. Бог, персонифицирующий Каму, – сын Брахмы. Изображается как...
Энциклопедия "Религия"
КАМА — в индуизме — 1) страсти, желания, эмоции, воспоминания об удовольствиях и страданиях, испытанных по отношению к различным объектам, которые возникают в формах ощущений привлекательности или отвращения, тогда, когда эти объекты вновь попадают в поле физического или...
Философский словарь
(Санскр.) Дурное желание, вожделение, хотение; привязанность к существованию. обычно отождествляется с Марой, искусителем.
Философский словарь
(Санскр.) Букв., "ум желаний". У буддистов это шестой из Чадаятаны (см.) или шести органов познания - потому высший из них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным восприятием того, что загрязняет этот (низший) Манас или "Человеко-животную Душу", как его...
Словарь индуизма
1) Желание, чувственная страсть, наслаждение как одна из "трех целей человека" (тршарга), наряду с дхармой и артхой. Ассоциируется с Нанди (Нандином), к-рому приписывалось авторство кама-шастры.2) Бог, персонифицирующий каму. Сын Брахмы. Изображается как прекрасный юноша,...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Дурное желание, вожделение, хотение; привязанность к существованию. обычно отождествляется с Марой, искусителем.
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Букв., «ум желаний». У буддистов это шестой из Чадаятаны (см.) или шести органов познания - потому высший из них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным восприятием того, что загрязняет этот низший( Манас или «Человеко-животную Душу», как его называют...

Поделиться:

Реклама

BetBoom