Группа - это...

- ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп: 1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады); 2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); 3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные; 4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные; b) группы высокого уровня развития - коллективы; 5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности. - традиционный предмет социально-психологических исследований. При этом изучаются процессы, развивающиеся внутри группы, и сама группа как целостный субъект деятельности, включенный взаимодействием с другими группами в систему общественных отношений. : эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия: 1) продуктивность - чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство; 2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности (-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, - например: 3) всестороннее развитие личности; 4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду; 5) общественно-политическая активность; 6) сплоченность и уровень управляемости коллектива; 7) ориентации ценностные и нормы ценностные; 8) величина и состав группы; 9) климат психологический в коллективе, и пр. Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие эффективности деятельности группы следует отличать от понятия результативности. Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеримы количественно - например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и прочему, -то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности. Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают: 1) позитивная динамика общительности (или контактности); 2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию; 3) доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в ходе обучения наблюдаются позитивные сдвиги, то примененный метод обучении обладает высокой психологической и социально-психологической эффективностью. Обычно такую эффективность имеют методы интенсивного обучения языкам иностранным, а также группы тренинга социально-психологического.


Определения, значения слова в других словарях:

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. - Ильин В.А.
Группа — четко ограниченная в размерах совокупность людей, которая вычленяется из широкого социума как некая отдельная психологически самоценная общность, объединенная в логике каких-либо значимых оснований: специфика заданной и реализуемой деятельности, социально оцениваемая...
Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). Наиболее распространены классификации...
Философский словарь
совокупность людей, находящихся в одном месте. Социальная группа – это совокупность, организованная законами или институтами и отличающаяся от неорганизованной толпы. С другой стороны, социальная группа не сводится к сумме индивидуальных сознаний, как полагал Тард (сводивший...
Психологическая энциклопедия
(англ. group).1. Некоторое количество предметов или организмов (индивидов), объединенных на основании их пространственной близости друг другу и/или к.-л. реальных связей между ними. Это понятие применяется и в отношении животных (см. Групповое поведение животных).2.Г. (...
Психологическая энциклопедия
(Group; Gruppe) - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков; таковыми являются цели, общие интересы, устремления, функции или опасения, позволяющие как самим участникам, так и другим рассматривать подобное...
Психологическая энциклопедия
- совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа).
Психологическая энциклопедия
(Group) . Двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы".
Психологическая энциклопедия
Группа, составленная из людей из более чем одного социального класса.
Психологическая энциклопедия
1. Совокупность или собрание "предметов", где под "предметами" может пониматься почти любой поддающийся определению класс или категория людей, животных, событий, объектов, данных и т.д. За этим понятием скрывается ряд важных вопросов; см. категория, класс и понятие. 2....
Психологическая энциклопедия
Группа, состоящая из людей, имеющих некоторые общие ценности и стандарты поведения, но только относительно ограниченных сфер их жизни. Примеры таких групп: профессиональные организации, братства, клубы и т.д. Ср. с первичной группой.

Поделиться:

Реклама