Дхарма - это...

ДХАРМА (санскр. dharma; тиб. chos; кит. fa; яп. ho — "закон", "религия", "долг", "доктрина", "благочестие", "основа", "порядок мироздания", "качество", "характер", "истина"; также от корня, означающего "предохранять", "поддерживать", "придавать силы").

I) В индуизме — 1. Истинная реальность, основа мира, онтологическое начало бытия: "удерживаемое разумом", т. е. все умопостижимые вещи и явления; любые причинно-обусловленные состояния; все, что можно увидеть. 2. Способ достижения чего-либо: так, "чистое видение" трактуется как Д. постижения пустоты. 3. Благотворное мистическое учение. 4. Предписанный порядок поведения, монастырский устав. В этическом измерении Д. — это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни — ритуал, обязанность. В "Махабхарате" среди множества формулировок выделяется: "Satiat nasti paro dharman" — "Нет более высокого закона, чем истина", "Нет религии выше истины". "Бхагават-гита" вкладывает в понятие Д. именно этот смысл. В мифологии Д. — Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Д. — отец старшего из братьев Пандавов, Юдхитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость.

II) В буддизме Д. — многозначный термин, определение которого зависит от контекста. Выделяют следующие основные значения Д.: 1. Доктрина, учение Будды. 2. Закон, праведность, правило, моральные нормы жизни. 3. Условие; прошлое, являющееся причиной настоящих следствий (см. Карма). 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой Д.: "Все Д. сотворены мышлением". 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии: "Д. называются истинно-сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием" (О. Розенберг). 6. В учениях ваджраяны (тантрическом буддизме) — освобождение от пут сансары, обретение нирваны. 7. Кармическая "заслуга", обретенная посредством добрых дел, совершенных в прошлых существованиях. 8. Судьба или жизненный путь человека, предопределенный его предыдущими воплощениями.

Теория Д. излагалась Васубандху в "Абхидхармакоше" (5 в.). В свете этого учения буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивающаяся из той идеи, что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил. Д. классифицируются по скандхам ("скоплениям"), аятанам ("сферам сознания"), дхату ("классам элементов"). Существует пятеричное деление по скандхам: 1) телесные Д., составляющие тело (руна); 2) Д. ощущений и чувств (ведана); 3) Д. восприятий, представлений (самджня); 4) Д. кармических факторов (самскара); 5) Д. сознания, разного уровня знания (виджняна). Д. как мысли составляют единый поток сознания. Направление этого потока волею и устремлением человека к исполнению Учения Будды приводит к освобождению.

Каждая школа буддизма выработала свою теорию Д. В школах Хинаяны Д. считаются единственной реальностью и, наоборот, — нереальностью в школах Махаяны. В мадхьямине признается их "пустотность", т. е. нельзя утверждать ни их реальности, ни того, что их нет. Йогачары отрицают какую-либо реальность Д.

III) В повседневной поведенческой практике — Д. обозначает стиль жизни, при котором человек не изменяет достигнутым им высшим принципам поведения. Д. есть обязанности по отношению к самому себе и честность перед самим собой. Д. может быть охарактеризована также и как основа внешних социальных кодексов, например, кастовой системы, которая в наше время в Индии практически исчезла. Д. рассматривается также как закон или правило, определяющее множество церемоний ортодоксальной жизни индусов. Существуют подробные инструкции о том, как следует молиться, выполнять пуджа (благочестивые обряды) и яджня — ритуалы жертвоприношения для достижения определенных результатов. Эти обряды составляют целую науку взаимоотношений с невидимым миром (адришта) и умиротворения непредсказуемой судьбы. Однако йоги обычно отвергают их и движутся в направлении полного использования способностей собственного разума путем концентрации, медитации и созерцания. В буддизме Д. возникает в форме "дхаммы", означающей закон или способ жизни, предписанный Буддой как ведущий к нирване. Дхамма в понятии Будды есть то же самое, что Благородный Восьмистадийный Путь. Д. — долг по отношению к миру и закон души по отношения к себе (Э. Шюре).


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. букв, то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе), одно из центральных понятий индийской философии и религии, имеющее несколько значений: вечный моральный закон мироздания, основанный на причинно-следственных связях, и принцип следования этому закону как...
Философский словарь
(санскр. и пали - термин, имеющий очень много значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, качество, вещь, состояние, истина и т. д.). - 1. В большинстве религий и религ.-филос. учений Индии -совокупность гражд., этич. и культовых требований, образ жизни, якобы...
Философский словарь
(санскр. закон, основа) - в древнеиндийской мысли духовная основа мира, Высшая правда. В жизни согласно с дхармой человек являет праведность, благочестие и нравственность; в познании дхарма предстает как истина.
Философский словарь
(санскр.-ведущий принцип): в индийской философии некоторый положительный образец, которому надо следовать как норме, вечный моральный закон или частное нравственное установление (долг, добродетель). В этом смыследанноепонятие употреблялось в ортодоксальных школах, признающих...
Философский словарь
(Санскр.) Священный Закон; Канон буддистов.
Словарь индуизма
(от корня "дхар" - поддерживать) - то, на чем держится (нечто - или мир, общество) - важнейшее понятие инд. культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как "правило", "право", "мораль", "нравственность", "религиозный долг", "закон", "обязанности", "правда", "устои" и...
Новейший философский словарь
ДХАРМА (санскр dharma, тиб chos, кит fa, яп ho - закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) - одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий В индуизме Д - истинная реальность, основа мира, онтологи-чеекое...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Священный Закон; Канон буддистов.
Энциклопедия мифологии
(санскр. dharma, пали dhamma): 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» - закона, морального правопорядка, добродетели. Д. в мифах - либо сам сын Брахмы и один из Праджапати, либо сын Атри, великого риши...
Словарь восточных терминов
то, что является установленным и прочным; закон, устав, указ; употребление, практика, предписанное поведение; долг; право, справедливость; добродетель, нравоучение, религия. Этические объекты восприятия. Справедливый божественный порядок.

Поделиться:

Реклама