Будда Сиддхартха - это...

БУДДА СИДДХАРТХА (санскр. Просветленный Высшим Знанием, Осененный Истиной, Достигший Прозрения, Тот, которому открыты все законы Мироздания) (ок. 567—488 до н. э.) — основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Сиддхартха было именем, данным Гаутаме, принцу из Капилавасту, при его рождении. Это — сокращение от Сарварттхасиддха и означает исполнение всех желаний. Гаутама, что означает самый победоносный (тама) на земле (го), было именем жреческой ветви рода Шакья, царским родовым именем династии, к которой принадлежал отец Гаутамы, царь Шуддходхана из Капилавасту. Капилавасту был древним городом, был разрушеным во время жизни Б. С. В наименовании Шакьямуни последняя составная часть (муни) переводится как обозначающая могущественного в милосердии, уединении и безмолвии, а первая — Шакья — есть родовое имя. Мать Сиддхартхи — Майя (Махамайя, т. е. Великая Майя) — умерла через несколько дней после его рождения. Отец старался оградить сына от малейших соприкосновений с реалиями земной жизни: мальчик предавался смутным грезам; погружаясь в глубочайшие созерцания, он переживал моменты просветления. В 27 лет Гаутама женился, вскоре у него родился сын Рахула. Несмотря на противодействие отца, Гаутама увидел нищету, тяжелые болезни, старость, смерть: эти четыре встречи определили его дальнейшую судьбу. Потрясенный познанием того, что болезни, старость, смерть — это общий удел всех людей, Гаутама понял, что земной мир и жизнь в нем для него неприемлемы. Разговаривая со счастливым и спокойным нищим аскетом, Гаутама сказал сам себе: Я сделаю то, что сделал этот человек. Я откажусь от всех богатств и последую своим путем. Покинув мир с его удовольствиями, я обрету спокойствие и познаю истину, с помощью которой научу людей преодолевать нищету земной жизни. В 29 лет Гаутама покидает дом.

Позднее Б. С. скажет: И вот покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира. После изучения всех существовавших тогда философских систем Гаутама понял, что они не снимут проблем, его измучивших. По древним обычаям он обратился к практикующим йогам (см. Йога), а затем уединился в джунглях для ведения аскетического образа жизни и изучения священных текстов Брахманов. Через много лет Гаутама после глубочайшего обморока от длительного истощения осознал бесплодность аскетизма. В результате длительного глубокого созерцания под священным деревом Боддхи на берегу реки Найранджаны в селении Урувилва (совр. Боддх-Гая, штат Бихар, Индия) он достиг Просветления: ясно увидел всю свою жизнь и неразрывность связей между людьми, взаимоотношений между личностью и Миром Незримого. Одно происходит от другого, все скоропреходяще, а Тришна — жажда бытия жизни — возмущает покой Мира, ведя к уже ушедшему бытию. Гаутама размышлял: Люди предаются страстям, желаниям, стремлениям... Их помыслы направлены к обладанию чем-либо. Они волнуются, радуются, огорчаются, не сознавая того, что причина радости и страданий заключается в телесном, разрушимом, преходящем. Если люди видят источник и смысл жизни в разрушении, в телесном, то они неизбежно должны страдать и умирать. Они ищут наслаждений, но тогда возникают печаль и страх потерять предмет наслаждения. Тот, кто свободен от наслаждений, свободен и от страданий. Люди, думающие, что им принадлежат дома, поля, скот, богатства, воображающие, будто им принадлежат сыновья, дочери, жены, — такие люди неизбежно обречены на страдания. Все это временное, все подвержено уничтожению, и поэтому тщетно стремиться к обладанию чем-нибудь. Единственное, чем может овладеть человек, — мудрость познания, и к ней одной он должен стремиться. Тот же, кто стремится к наслаждениям, тот растит только свои похоти, тот кует только прочные цепи, привязывающие его к жизни, полной страданий.

Теперь Гаутама знал, с кем и как надо бороться за избавление от земного мира скорби и боли; он понял, что жизнь — эта эманация наших мыслей — рождается в сердце человека. Изначально неверную жизнь человека пресекает смерть. Единственным путем к бессмертию является познание смысла истинной жизни, перед которой смерть бессильна. Так в 40 лет Гаутама стал Буддой — Просветленным: Когда я прозрел, душа моя обрела искупление от греха земных вожделений, искупление от греховного пристрастия к земному бытию; обрела искупление от греха заблуждений, искупление от греха незнания. Достигнута святость, непорочность жизни, исполнен долг, и я никогда не возвращусь более в тот мир — вот что познал я.

В своей Первой (Бенаресской) проповеди, произнесенной в Оленьем парке Сарнатха (совр. Варанаси) перед пятью учениками и двумя оленями, Б. С. сформулировал основы Учения и, как записано в Сутрах, привел в движение колесо Дхармы (Дхармачакра парвартана). Б. познал Четыре Благородные Истины (Арья-сатья): существует дуккха (страдание, зло); существует причина дуккхи — желания, устремления; существует возможность освобождение от дуккхи; существует Благородный Восьмеричный (Срединный) Путь к искуплению и прекращению дуккхи. Базисный постулат учения Б. С. — отказ от всего чувственного. Б. С. говорил: Дурно управляемые страсти (чувства), подобно необъезженному коню, прорываются наружу и в этом мире навлекают на нас несчастье, а в потустороннем — постоянные страдания. Они (чувства) приводят нас, подобно дикому коню, к верной гибели; посему мудрый и осторожный человек не дает свободы своим чувствам. В действительности эти чувства суть наши величайшие враги, причина несчастий, так как люди, привязываясь к чувственным предметам, навлекают на себя все страдания. Причина зла — существование человека в мире желаний, господство чувств над природой духа личности. Просветленный учил: Размышление — путь к бессмертию, легкомыслие — путь к смерти. Бодрствующие в размышлении не умирают никогда; легкомысленные, неведающие подобны мертвым; Кто охвачен пламенем страстных влечений, кто жаждет одних лишь наслаждений, тот растит только свои похоти и сам заковывает себя в цепи; Только тот может называться мудрым, кто угасил свои страсти, укротил свои чувства, вырвал из сердца всякое влечение и не дал влечению укорениться вновь в сердце своем, — только тот, кто уединенно идет своим путем; Если ты искоренишь в себе всякое стремление к временному, телесному, если угасишь в себе свои страсти, все земное, то не будет такой силы, которая могла бы причинить тебе смерть; Из наслаждения возникает печаль, из наслаждения возникает страх; кто свободен от наслаждений, нет для того уже ни печали, ни страха; Человек становится мудрым не вследствие учености. Становится он мудрым потому, что освобождается от страстей и желаний. Философские доктрины учения Б. С. основаны на двух компонентах Благородного Восьмеричного (Срединного) Пути к искуплению и прекращению дуккхи — правильном сосредоточении и правильном знании. Правильное сосредоточение — это постоянная концентрация внимания, останавливающая калейдоскопическое мелькание составных эмпирических компонент. Основа правильного знания — понимание того, что мир материального (Сансара) есть только обман чувств, самостоятельно не существующее проявление духовного Первоначала. При этом постулируется принцип тотального релятивизма: каждый объект (процесс) является Дхармой — непрерывно изменяющимся и возникающим под воздействием других объектов (процессов) и оказывая влияние на другие. Универсум в такой концепции является потоком безлично и безначально трансформирующихся взаимосвязанных кратковременных компонент. Б. С. учит, что душа человеческая — не более, чем цепочка Дхарм. Смерть человека — это не полное исчезновение, а рекомбинация Дхарм, составлявших его в предыдущей жизни, в новый образ любого живого существа. Правильное знание дает истинное понимание страдания, которое есть непрерывная трансформация Дхарм, их волнение, фундирующее непостоянство состояний человека. Достигаемая на основе трансовой медитации Нирвана (санскр. угасание, покой, небытие) в учении Б. С. является высшим из возможных состояний человека, когда упокоиваются процессы волнений его жизни, и в одной из Сутр описывается как ...прибежище, где нет ни земли, ни воды, ни света, ни воздуха; где нет ни бесконечности пространства, ни бесконечности разума, где нет ни представлений, ни отсутствия их; где нет ни этого мира, ни другого мира, ни солнца, ни луны. Это не проявление, не уничтожение и не постоянство, это не умирание и не рождение. Это существование без основы, без развития, без опоры. Это есть конец страданий....

В практике проповеди учения Б. С. для монашествующих предназначал философскую теорию реальности и Нирваны, для мирян — набор заповедей и жизненных норм: наградой за исполнение заповедей на земле — не убивай живого, не воруй, остерегайся смотреть на женщин, не говори неправды, не пей хмельного — является последующее блаженство в другой жизни. В. Грубе (Германия) писал: Буддизм идет в своей заповеди любви к ближнему даже гораздо дальше христианства, применяя ее не только к людям, но и ко всему царству живых существ. Эта нравственная заповедь является в буддизме естественным следствием учения о переселении душ, по которому каждый человек в наказание за дурные поступки в земной жизни возрождается в будущей жизни в образе животного.

Б. С. до конца жизни проповедовал свое учение, творя, согласно легендам, чудеса: Он мог становиться невидимым, летать по воздуху, ходить по воде, держать в руках одновременно Солнце и Луну, беседовать с богами. Помимо обычного человеческого зрения, Б. С. был Всевидящим, обладая еще и глазом Мудрости. Он мог видеть прошлое, настоящее, будущее, Благородный Восьмеричный (Срединный) Путь к искуплению и прекращению дуккхи. К знанию Б. С. относят его способности к ощущению, чувствованию, видению и слышанию всего того, что происходит в множестве Вселенных. Всезнание Б. С. — это знание Четырех Благородных Истин, способность к великому Состраданию, знание постоянной трансформируемости бытия и др. В Сутрах Б. С. награждался такими эпитетами, как Повелитель Вселенной, Бог богов, Архат (тот, кто разрушил привязанность своей человеческой оболочки к Сансаре), Сугата (Созидающий Добро) и мн. др. Великий переход Б. С. из земной жизни в Нирвану — Махапаринирвана — произошел в полную Луну месяца вайшакха (май) в Кушинагаре (совр. Касия, штат Уттар-Прадеш, Индия). Эта дата считается также и днем рождения Б. С., и днем его Просветления — Трижды Святым Днем. Под древом Боддхи он сказал присутствующим: Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к Спасению. Кремация останков Б. С. происходила с отданием царских почестей.

Согласно Е. П. Блаватской, каждый востоковед и пандит знает наизусть биографию Б. С., совершеннейшего из смертных, каких когда-либо видел этот мир, но кажется, что никто из них не подозревает об эзотерическом значении, лежащем в основе описания его жизни до рождения, т. е. о смысле популярной истории. Б. С. не был бы смертным, если не прошел бы через сотни и тысячи рождений, предшествовавших его последнему появлению на свет. Все же детальное перечисление них и утверждение, что во время их он проложил себе путь через все стадии переселения от низшей — одушевленного и неодушевленного атома и насекомого — до высшей — человека, — содержит просто известный оккультный афоризм: Камень становится растением, растение — животным, животное — человеком. По мысли Блаватской, каждый человек, когда-либо существовавший, прошел через ту же самую эволюцию. Но скрытый символизм в последовательности этих перерождений (или джатак) содержит полную историю эволюции на этой земле — до- и послечеловеческую — и является научным изложением естественных фактов. Одну не завуалированную, но открытую и явную истину можно найти в их перечне, а именно как только Гаутама достиг человеческой формы, он начал проявлять в каждой личности высшее бескорыстие, самопожертвование и милосердие. В текстах, повествующих о жизни и деяниях Б. С., постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Б. С. поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Б. С. обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Б. С. кроме обычного зрения, обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим Восьмеричный (или Срединный) путь; глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных Вселенных. Как явствует из текстов, Б. С. ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах, — эти качества обозначаются как шестифакторное знание Б. С. В свою очередь, всезнание Б. С. подразделяется на 14 типов: знание четырех истин, способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и иные типы знания. Б. С., согласно преданиям, обладал многими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик, на его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магическими свойствами. В священных текстах Б. С. награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, Бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его также называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к бытию сансары), сугата (добро созидающий), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый); всего более 30 эпитетов. С точки зрения Блаватской, Б. С. достиг состояния Бодхисаттвы на земле в личности под именем Прабхапала. Выбор рода Шакьев и его матери Майи, как чистейшей на земле, происходит в согласии с моделью рождения каждого Спасителя, Бога или обожествленного реформатора. Рассказ о его вхождении в лоно своей матери в виде белого слона есть намек на его прирожденную мудрость: слон этого цвета есть символ каждого Бодхисаттвы. Утверждение, что при рождении Гаутамы новорожденный младенец прошел семь шагов в четырех направлениях, что цветок Удумбара расцвел во всей своей редкой красоте и что цари Нагов немедленно отправились крестить его — все является аллегориями, столь многочисленными в фразеологиях Посвященных, и хорошо понятны каждому восточному оккультисту. Все события его благородной жизни даны в сакральных числах и каждый так называемый чудесный случай — столь порицаемый востоковедами, как запутывающий повествование и делающий невозможным отделение истины от фантазии, — является просто аллегорическим прикрытием истины. Это сколь же понятно оккультисту, обученному в символизме, столь трудно постижимо для европейского ученого, несведущего в оккультизме. Каждая деталь рассказа после его смерти и до кремации — это глава фактов, написанная на языке, который должен быть изучаем до того, как станет понятным, в противном случае мертвая буква его введет в абсурдные противоречия. Например, напоминая своим ученикам о бессмертии дхармакайи, Б. С. — как сказано — вошел в самадхи и глубоко погрузился в Нирвану — откуда никто не может вернуться. И все же, несмотря на это, Б. С. изображен распахивающим крышку гроба и выходящим из него, приветствуя сложенными руками свою мать Майю, которая внезапно появилась в воздухе, хотя умерла через семь дней после его рождения, и т. д. Так как Б. С. был Чакраварти (тот, кто приводит в действие колесо Закона), его тело при кремации не могло быть уничтожено обычным огнем. Что же происходит? Внезапно струя пламени вспыхнула из свастики на его груди и превратила его тело в пепел. По Блаватской, относительно того, что Б. С. был одним из настоящих и неоспоримых Спасителей мира, достаточно сказать, что самый яростный миссионер-ортодокс, если только он не безнадежно безумен или лишен хоть малейшего уважения к исторической правде, не может найти ни малейшего обвинения против жизни и личного характера Б. С. Без какой-либо претензии на божественность, позволяя своим последователям скорее впасть в атеизм, чем в унизительное суеверие поклонения дэвам или идолам, ход его жизни от начала до конца свят и божественен. В течение 45 лет своей миссии он столь же незапятнан и чист, как ход жизни бога — или каким последнему следовало бы быть. Он есть совершенный пример божественного, бога-человека. Он достиг состояния Б. С., т. е. полного просветления, исключительно своими собственными заслугами и благодаря своим индивидуальным усилиям, в то время как у бога не предполагается какой-либо личной заслуги в осуществлении им добра и святости. Эзотерические учения утверждают, что Б. С. отказался от Нирваны и оставил одеяние Дхармакайи, чтобы остаться Буддой сострадания в пределах несчастий этого мира. И религиозная философия, оставленная им миру, в течение более чем 2000 лет творила поколения добрых и бескорыстных людей. Его религия является единственной абсолютно бескровной среди всех существующих: терпимая и свободная, учащая всеобщему состраданию и милосердию, любви и самопожертвованию, бедности и удовлетворенности своей судьбой, какой бы она ни была. Никакие гонения, никакое насаждение веры огнем и мечом никогда не опозорили ее. Никакой извергающий гром и молнию Бог никогда не вмешивался в ее чистые заповеди; и если бы большинство человечества, завершает мысль Блаватская, приняло этот простой, гуманный и философский кодекс каждодневной жизни, оставленный нам величайшим Человеком-Реформатором из всех когда-либо известных, то поистине эра блаженства и мира расцвела бы над человечеством.

С. В. Силков


Поделиться:

Реклама