Богослужение - это...

БОГОСЛУЖЕНИЕ — внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах, составляющее необходимую принадлежность всех религий и существенную часть религии вообще.

Согласно П. П. Васильеву, Б. во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. В языческих религиях (см. Язычество) идеи о божестве и откровениях божества человеку представлялись мифологией, которая и обусловливала собою те или другие формы культа, в то время как праздники, молитвы, жертвы и различные обряды соответствовали идеям о божестве, представляемым мифологией. Деятельное стремление человека к божеству и желание приобрести его благоволение выражались в молитвах и в жертвах божеству. Поэтому, кроме гимнов, прославляющих дела богов, и разных символических обрядов, представлявших различные мифологические происшествия, во всех религиях были точно определенные молитвы и жертвы с известными обрядами.

Иудаизм — первая по времени религия Древнего мира, которая резко и существенно отличается от всех языческих религий строгим монотеизмом и своим нравственным характером. В ней один Бог (см. Танах, Тора, Тетраграмматон), и человеку предъявляются высокие нравственные требования: "Будьте святы, как Я, Господь Бог ваш"; человек преисполнен сознания величия и святости Господа, чувствует свою греховность, немощность перед строгостью Закона и ждет избавления и Искупителя. Такой характер отражается на Б. в обрядах иудаизма сравнительно со всеми языческими культами: все посвящается воспоминаниям великих дел, явленных в истории народа Божьего; жертва приносилась во время существования Иерусалимского Храма (см. Храм) кроме чувства благодарения Богу за благодеяния, еще и во свидетельство веры в грядущего Искупителя.

Можно различать периоды развития ветхозаветного Б. во времена патриархальные (1) и во времена подзаконные (2). 1. Во времена патриархальные (см. Праотцы) Б. состояло в жертвоприношениях "от плодов земли" (Быт 4:3), "от первородных стада... и от тука их" (Быт 4:4), от птиц (Быт 8:20). Животные и птицы должны были быть чистыми. Место и время жертвоприношения не были определены с неизменностью. Молитва составляла вторую существенную часть патриархального Б. Обрезание со времен Авраама было необходимым знаком принадлежности к избранному народу Божьему. Кроме того, в Книге Бытия упоминаются еще некоторые богослужебные обряды, как то: обряд очищения, посвящение камней и обеты. 2. Во времена подзаконные (после дарования Торы — см.) законодательством Моисеевым были определены с полной подробностью все части Б. и обряды. Местом общественного Б. была Скиния Завета. Из колена Леви (Левия) была избрана священная иерархия — иерей великий (первосвященник), священники и левиты — с различными правами и обязанностями для совершения Б. Кроме ежедневного Б. в Скинии, в торжественные дни — праздники, Б. совершалось с особыми, строго определенными обрядами. Такими днями были Суббота (см. Шаббат), Пасха (см. Песах), Пятидесятница (см. Шавуот), праздник Труб (см. Рош-ѓа-Шана), День Очищения (см. Йом-Киппур), праздник Кущей (см. Суккот), Новомесячия (см. Рош-Ходеш) и Юбилей (см. Йовель; см. также Шаббат). Жертвы были точно определены по назначению и по обряду их совершения; они назывались: жертва всесожжения, жертва за грех, жертва за преступление, жертва мирная и дар бескровный.

Новозаветная христианская религия, тесно исторически связанная с ветхозаветной (иудейской), удержала сначала некоторые формы ветхозаветного Б. Храм Иерусалимский, куда ходили и Спаситель, и апостолы, мог быть священным местом и для христианской молитвы. Священные ветхозаветные книги (см. Танах) и молитвенные Псалмы могли быть приняты и были приняты в состав христианского общественного Б. Часы молитвы и праздничные дни оставались священными и для христиан из иудеев. Но все принятое христианами от Церкви Ветхозаветной, т. е. иудаизма, получило новый смысл и особое знаменование согласно духу новой Церкви и важнейшим моментам ее истории. Кроме того, исторические обстоятельства скоро заставили и христиан из иудеев совершенно и во всем отделиться от Синагоги. Христианство как религия новая, чисто духовная, универсальная в смысле времени и национальности, естественно должно было выработать новые формы в отличие от иудейства. Как Новым Заветом, с точки зрения христианского богословия, отменялся Ветхий Завет, так отменяется, в частности, все обрядовое из иудейства: в христианстве не может быть жертв кровавых (их нет и не может быть и в иудаизме Синагоги. — Ред.), потому что принесена уже великая жертва для искупления грехов всего мира и всякому христианину сделались доступны преимущества священства, данные в Ветхом Завете одному только колену. Место для служения Богу, согласно христианству, не в Иерусалиме, а везде (таково же и понимание иудаизма со времен Вавилонского пленения. — Ред.). Время служения Богу — всегда и непрестанно. Заповеданное Христом поклонение Богу духом и истиною не могло помещаться в формы ветхозаветного обряда: оно выше и шире какого бы то ни было обряда, оно может творить разнообразные обряды, одухотворять их, наполнять содержанием, но не может зависеть от обряда и подчиняться ему. Спасение мира через Христа и во Христе должно было стать и стало главным содержанием христианского культа; личность Христа, история Его жизни и вместе история спасения человечества должны были проникнуть и проникли во все обряды Б. христианского. Так, первые христиане заимствовали от иудаизма библейского периода время молитв каждого дня, но соединили с этими часами воспоминание важных событий в жизни Христа и истории христианства: страдание и смерть Спасителя и сошествие Св. Духа на Апостолов. Точно так же и заимствованным от Ветхозаветной Церкви празднествам — Пасхе и Пятидесятнице — придали совершенно новое значение. Богослужебная неделя напоминает неделю страданий Спасителя и оканчивается воскресением. И в ряде годичных праздников Церковь напоминает историю земной жизни Христа и важнейшие события в истории Христианской Церкви. Все важнейшие богослужебные действия сосредоточиваются около таинств, в которых христианин получает дары Духа Божьего (см. Дары Святого Духа), укрепляющие и взращивающие его в духовной жизни. Величайшее из этих таинств — евхаристия, в которой верные вкушают от Тела и Крови Богочеловека, соединяются с Ним и как бы приобщаются к Его Божественному Существу. По такому важному значению евхаристического таинства в христианстве оно явилось главным и самым существенным моментом общественного Б. и всего христианского культа; даже общее название — литургия — сделалось частным и преимущественно усвоено в православии такому Б., в котором совершается таинство евхаристии.

О Б. в иудаизме — см. Авода, Йом-Киппур, Рош-ѓа-Шана, Синагога, Суккот, Храм, Шаббат.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- совокупность специфич. действий, обрядов, церемоний, непосредственно связанных с системой религ. представлений и призванных в эмоц.-образной форме воспроизводить тот или иной аспект вероучения. Осн. назначение Б. состоит в закреплении основополагающих догматич. принципов в...
Философский словарь
внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах, обрядах. Составляя существенную часть всякой религии, оно отражает внутреннеесодержание самой веры и религиозное настроение души.

Поделиться:

Реклама