Безбрачие - это...

БЕЗБРАЧИЕ — в иудаизме в отличие от христианства — понятие сугубо отрицательное, противное воле Божьей и нарушающее установленный Им естественный порядок вещей, и прежде всего — заповедь (мицва; см. Мицвот) плодиться и множиться (Быт 1:28). Согласно иудейскому подходу, неженатый мужчина представляет собой лишь половину человеческого существа (см. Тора). Иудаизм не только не видит в Б. средство для достижения святости, но, наоборот, считает его помехой в процессе совершенствования личности, искажением природы человека, которое может усилить низкие инстинкты и похотливые побуждения. Кроме того, не создавший семьи человек не может во всей полноте познать человеческую любовь, а значит — и любовь к Богу, ибо первая является шагом к последней и подкреплением ее. Согласно мнению еврейских мудрецов, Шехина — незримое Божественное Присутствие — появляется между любящими супругами; тот, кто преданно любил супругу (супруга), уже достоин Божественного спасения (см. Геулла); подлинная любовь между супругами на языке пророков (см. Пророков Книги) становится метафорой, наиболее полно описывающей Союз (см. Берит) между Богом и Общиной Израиля, Богом и душой человека. Не случайно церемония обручения в иудаизме — первый акт бракосочетания — носит название киддушин ("освящение"), подчеркивая, что это важнейший шаг на пути к святости, точнее — к максимально полному исполнению мицвот. В еврейской Библии, или Танахе, отсутствуют указания о соблюдении Б. и, напротив, присутствует указание о том, что первосвященник должен быть обязательно женат (Лев 21:13). Б. не входило в обет назира, или назорея, а также ни в какие другие акты самоотречения или самоограничения, в том числе связанные с саном коѓэна — священника. В раввинистической традиции современного иудаизма раввин, прежде чем принять сан, обязан жениться. Известно, что неженатые мужчины не допускались к исполнению важных религиозных и общественных обязанностей, напр. не могли быть судьями, разбиравшими уголовные дела (Санѓедрин 36б), не могли быть чтецами в синагоге. Согласно Мишне, мужчина, достигший 20 лет, должен преследовать цель женитьбы, думать о брачной церемонии — хуппе. Единственным приверженцем Б., который известен как редчайшее исключение в иудейской традиции, был упоминаемый в Талмуде мудрец Шимон бен Аззай, сказавший: "Моя душа возлюбила Закон; мир будет продолжен другими" (Йевамот 63б). Тем не менее в некоторых сектантских течениях внутри иудаизма конца эпохи Второго Храма (см. Храм, Танах), т. е. в последние века до н. э., возникает обычай Б., прежде всего, по свидетельству Иосифа Флавия и некоторым другим источникам, в среде ессеев, затем влившихся в ряды христиан. Вероятно, от ессеев христианство унаследовало представление о Б. как необходимом условии высшей святости.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- одно из проявлений религ. аскетизма, требование не вступать в брачный союз, предъявляемое в ряде церквей и сект к духовенству и верующим. В ряде религий Б. обязательно для монахов. В католич. церкви оформлено в виде догмата о целибате для священников. В православии священникам...

Поделиться:

Реклама