Бакунин - это...

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве Вошел в кружок Станкевича Увлекся философией Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью Б истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации В свою очередь, единичное самосознание, по мнению В, движется "всеобщей сущностью" Мысль должна перейти из теории в "действительность" В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования Познакомился с АРуге, В Вейтлингом, Марксом, что способствовало переходу Б в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления Б становится профессиональным революционером - эмигрантом Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене В 1849 арестован и приговорен к смертной казни В 1851 Б выдают в Россию как опасного государственного преступника Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссельбургской крепости После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе В эти годы Б являлся одним из основных оппонентов Маркса После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др Во второй период своего творчества Б предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка В марксизме Б видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б, из сферы биологического в сферу общественного Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами Цель прогресса и его критерий - постоянное приращение свободы личности Главный угнетатель человечества - государство, созданное меньшинством для господства над большинством Государство, по мнению Б, - антипод гражданского общества Власть опирается на фикцию Бога В своей идейной эволюции Б проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе - "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, - до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет" Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе В конечном итоге, Б стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновидность "небесного кабака" Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового По Б, власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б, лишь укрепляет государственную власть Уничтожить ее может лишь стихийный бунт Революция, согласно Б, "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями" Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы Антиавторитарные формы жизни Б трактовал как неизбежное будущее человечества Идеал Б - созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен В России Б абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом" Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню" Пожар из России призван, по В, уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма


Поделиться:

Реклама