Авит - это...

АВИТ (Avitus; ок. 460 — после 518) — французский (из Бургундии) религиозный деятель, епископ Вьеннский, видный представитель поздней латинской литературы Галлии. Происходил из знатной семьи.

Как отмечал Л. П. Карсавин, А. получил обычное для знати этой эпохи риторическое образование. Литературный стиль А. — наиболее темный в прозаических произведениях и письмах — отличался игрой слов, цветистостью, обильными архаизмами и реминисценциями из античной традиции. Но наряду с этим в своих поэмах А. обнаруживает редкое в его время поэтическое дарование. Оно сочеталось с выражающейся в аскетических идеалах (сочинение А. "О девственности") духовной убежденностью. Мировоззрение А. отличалось в большей степени, чем у предшествовавшего поколения, религиозностью. Его сан епископа и знание Священной истории позволило впоследствии назвать А. значительнейшим предшественником Мильтона. Произведения А. — частично сомнительного происхождения и не поддающиеся точной датировке — представляют ценный источник для понимания религиозного политического строя той эпохи. Следуя своим предкам, принимавшим после светских должностей сан епископа, А. наследовал своему отцу в сане епископа Вьенны. Его богословские интересы были невелики, почти всецело определяясь дискуссионными отношениями с арианами, а помимо этого сосредотачивались главным образом на вопросах культа и церковного права. Деятельность А. как епископа была посвящена преимущественно борьбе "с расколовшими единую веру врагами Христа" — последователями Ария. Столп католической веры Бургундии А. защищает от ариан католическую веру и пропагандирует ее письмами, часто превращающимися в трактаты, участием в диспутах, проповедями, личными беседами, не стесняясь иногда в средствах и не гнушаясь софистическими приемами. Благодаря влиянию А., король Гундобад соглашается на тайный переход в католичество и, не решаясь сам открыто порвать с арианством, не мешает "обратить в католическую веру" сына своего Сигизмунда, в правление которого А. пользуется преобладающим влиянием и в политике. Вместе с большинством своих коллег А. приветствует крещение Хлодвига, видя в этом действие Божественного Промысла и победу своей веры. Симпатии А. к франкам играют роль в падении Бургундии, хотя он и оставался в стороне от собственно политических отношений, стремясь к установлению в Галлии примата Вьенны. Иерархический вопрос и значение А. в Галлии приводят к постоянным сношениям его с Римом, росту авторитета которого он всячески содействует. Готовый иногда теоретически призвать примат епископа Иерусалимского, А. выше всего ставит авторитет кафедры Петра и ее епископа, без которого христиане, по его мысли, "моряки без кормчего" и в руках которого принципат над вселенскою Церковью. Согласно А., "как подчиненные земным царям епископы стоят выше царей и принцепсов по своей подсудности, так и меньшие (речь идет о Римском соборе. — Ред.) не могут судить высшего".


Поделиться:

Реклама