Аскетизм мирской - это...

АСКЕТИ́ЗМ МИРСКО́Й — идеал отношения христианина к потребностям и обстоятельствам повседневной жизни. Основан на общехристианском противопоставлении земного и божественного. В своем устремлении к вечному блаженному бытию в Боге — спасению, христианин должен постоянно практиковать аскезу. Под аскезой понимается система своего рода упражнений, направленных на подавление греховных и развитие богоугодных черт поведения. Отвлекаясь от конкретных деталей теологического объяснения аскетизма, можно выделить две его основные модели, имеющие место в христианстве.Первая рассматривает мирскую жизнь как препятствие к спасению, поскольку вся она греховна, полна пороков и несовершенства. Отсюда следует предписание удаленности человека от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий. Крайним вариантом здесь будет обуздание плоти в монашестве, постах и т. п. Сама жизнь, со всеми ее семейно-бытовыми, трудовыми, социально-политическими обстоятельствами, имеет смысл лишь как период подготовки к эсхатологическому финалу. В ходе этой жизни человек пытается заслужить добрыми делами оправдание и спасение. Современное католическое и православное христианство не столь радикальны в своих взглядах на А. М. как это было на протяжении большей части их истории. Земное благополучие человека ныне ими не отвергается. Но на вероучительном уровне принципиальные установки этой модели остаются в силе.Второй моделью можно считать протестантский вариант А. М. Он также предполагает ощущение христианином внутренней отчужденности от мира. Но Бог дал людям именно эту — земную жизнь. Поэтому вера в предустановленность спасения и надежда оказаться среди тех, кому уготован такой исход, побуждает протестантов искать признаки своей принадлежности к избранным в сферах мирской деятельности.Ключевым понятием здесь является т. н. "призвание" — представление о поставленной Богом человеку жизненной задаче. В этом плане мирские обязанности обретают статус богоустановленных. В обоснование обычно приводится ссылка на призыв апостола Павла каждому верующему оставаться "в том звании, в котором призван" (1 Кор. 7:20). Принадлежность к избранным ставится в непосредственную зависимость от успешного выполнения человеческих обязанностей. С этой целью следует неустанно искать поприще, где способности человека реализовались бы с предельной продуктивностью. Неудачи, в таком случае, будут объясняться невниманием к божественному призыву и обделенностью по этой причине благодатью.Протестантские мыслители (Уэсли Дж., Бакстер Р., Шпенер Ф. и др.) неоднократно отмечали, что последовательность "вера — усердие — богатство" может обернуться преобладанием любви к мирскому и утратой подлинного смысла аскетизма. Богу угоден не конечный результат, считали они, а сама деятельность как прославление человеком Бога в сотворенном мире. Человека в таком случае можно уподобить управляющему в Божьем име́нии: чем лучше он трудится, тем богаче имение, но тем выше и ответственность перед Богом. Кроме того, ни приобрести избранность за какую бы то ни было цену, ни даже точно удостовериться в принадлежности к ней человек сам не может. Доступно только лишь ощущение своей угодности Богу. Достичь такой уверенности и должен христианин, совершая свои мирские дела с полной отдачей.


Поделиться:

Реклама