Ашкеназы - это...

АШКЕНАЗЫ — в иудаизме — название с эпохи Средневековья евреев, поселившихся в первые века н. э. на берегах Рейна, а затем евреев, проживавших на всех германских землях, и их потомков, расселившихся в Европе (в т. ч. Восточной), а также во всем мире. Термин восходит к имени собственному в еврейской Библии, или Танахе: Ашкеназ — потомок Гомера, сына Йефета (Иафета), одного из трех сыновей Ноаха (Ноя; см. Быт 10:3; 1 Хрон., или 1 Пар 1:6). Согласно еврейскому традиционному толкованию, от Йефета произошли индоевропейские (т. н. иафетические) народы, в частности потомки Йавана, т. е. ионийцы (греки). Ашкеназ явился родоначальником-эпонимом страны, вероятно, граничившей с Арменией и Верхним Евфратом (так, пророк Йирмеяѓу, или Иеремия, призывает государства Арарат, Мини и Ашкеназ восстать против Вавилона (Иер 51:27). В средневековой еврейской литературе название "Ашкеназ" было транспонировано на Северо-Западную Европу (наиболее густо заселенными евреями районами были берега Рейна). Уже в 11 в. в комментариях Раши употребляемые им немецкие выражения аттестуются как лешон ашкеназ — "немецкий язык", а сами германские территории называются Эрец Ашкеназ — "Земля Германии". После Раши обозначение евреев на территории Северо-Западной и Восточной Европы как А. становится общеупотребительным. Ашкеназское еврейство создало новые — в сравнении с еврейскими общинами Востока — формы общественного самоуправления: автономные общины, взаимоотношения которых основывались на свободном соглашении, во главе их стояли попечители — парнасим (парнасы), а позднее — главные раввины и в которых учитывалось мнение рядовых членов общины (важнейшие решения принимались большинством). Жизнь А. была более изолированной от жизни соседних народов в отличие от ситуации в мусульманских государствах. Их культура питалась в первую очередь текстами Танаха и Талмуда и носила, прежде всего, религиозный характер. Именно А. создают специфический вариант иудаизма, хотя и имеющий общую базу с культурой сефардов, но отличающийся особой напряженностью религиозного чувства, сочетающий высокий интеллектуализм, преданность заповеди Талмуд-Тора и религиозную экзальтацию, породившую разнообразные формы мистицизма (см. Хасидей Ашкеназ, Хасидизм). Знания и эрудиция служили в ашкеназских общинах главным критерием при занятии должностей. А. создали крупнейшие йешивы в Европе, предварившие идею университетского образования, и создали своеобразную еврейскую аристократию, принадлежность к которой определялась не происхождением, но ученостью. А. дали еврейской и мировой культуре целый ряд выдающихся мыслителей, знатоков и комментаторов Писания, религиозных лидеров — от Раши, р. Гершома бен Йеѓуды Меора ѓа-Ѓола, Раббену Тама до Виленского Гаона (см. Элияѓу бен Шломо Залман), Бааль-Шем-Това, р. Дов Бера из Межирича, р. Шнеура Залмана из Ляд, р. Нахмана из Брацлава, р. Хаима Воложинера (см. Воложинер), раввинов и ученых знаменитого семейства из Беларуси Соловейчик. Мир А. подвергся попытке тотального уничтожения в годы нацизма и Второй мировой войны, однако, несмотря на гибель многих общин и выдающихся раввинов, он продолжил свое существование в современном Израиле (именно А. явились пионерами заселения и возрождения Эрец-Йисраэль с конца 19 в.) и в США. А. возродили религиозные общины на территории СНГ, в том числе и в Беларуси.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама